Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7398 Проект «Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Опубликовано 06.10.2022

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
 «Детский сад   «Искринка» с.Тамар – Уткуль Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области».

 

Проект «Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

 

         Автор: воспитатель МДОБУ «Искринка»

Шалабаева А.У.

                                                     


 

2022г.                       

          Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов», - заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 

Участники проекта:

Воспитатель   Шалабаева Асель Уразбаевна

Дети первой младшей группы.

Родители и другие члены семьи.

 

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

 

В самом начале ребёнок, попадая в группу сталкивается с  предметно-развивающей средой.  Для этого в группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.) и др..

Также будут эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

 

 

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• кастаньеты для отстукивания ритма;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

• грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

бизи-борд (стенд с различными средствами развития сенсорики)

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме

Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

 

II. Основной этап реализации проекта:

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

Родительское собрание: семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

План выполнения проекта

 

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь

 

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  1. 1.     Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

  1. 2.     Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей.

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

  1. 3.     Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

  1. 4.     Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

  1. 5.     Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

  1. 6.     Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

  1. 7.     Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. 

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

  1. 8.     Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Учебно-тематический план

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

«Посуда»

«Перчатка»

«Наши мамы»

«Карандаш»

«Пальцы бойцы»

«Зимние забавы»

«Строители»

«Весна пришла»

«Космос»

«Какие бывают рыбы?»

«Кукушка»

«Белые медведи»

«Домашние птицы»

«Божьи коровки»

«К бабушке в гости»

«Прогулка»

«Защитники страны»

«Игрушки»

«Помощники»

«Мои вещи»

 

 

 

«Жираф»

 

 

“ПОСУДА”

Раз, два, три, четыре,   (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:   (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.   (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,   (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,   (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.   (удар кулачками друг о друга)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,    (Дети сжимают и разжимают кисти рук) 
Из комочков слепим дом.   (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 
Звери будут в доме жить,       (Хлопают в ладоши) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить        (Соединяют руки в «замок») 
Раз, два, три, четыре, пять,        (Загибают пальчики.) 
Мы с тобой снежок слепили.             (Дети "лепят")
Круглый, крепкий, очень гладкий         (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.                  (Грозят пальчиком.) 
Раз — подбросим,                                  (Подбрасывают)
Два — поймаем,                                         (Ловят)
Три — уроним                                       (Роняют)
И... сломаем.                                              (Топают.)

«ПРОГУЛКА»

Вот так руки протяните

И движенья повторите.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы поочередно в кулак)

Вышел пальчик погулять.     (Указательным пальцем правой руки выполнить круговые движения в центре левой ладони)

Только вышел из ворот –

Гладь, другой к нему идет.     (К указательному присоединить средний палец)

Вместе весело идти,

Ну – ка, третий выходи.            (Присоединить безымянный палец)

Вместе встанем в хоровод –

Вот.                                                   (Хлопок. Затем сменить руку)

 

«Перчатка»                                                                                 

Весёлая мышка

Перчатку нашла,      (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью,

то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,      (Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.    (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила                (отшлёпала)

Всех                 (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от

мизинца к указательному).

И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

“СТРОИТЕЛИ”

Мы строители, мы строим,   (Ребенок стучит кулачком о кулачок)

Много мы домов построим,   (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье   (Произносит слова веселым голосом.)

В новом доме новоселье!   (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)

«Белые медведи».

Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз;    разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.)

Нравится им в море ледяном купаться.  (Руки на столе ладонями вниз; разводить  пальцы левой руки в стороны и соединять.

Не страшны им в Арктике     (Поднимать пальцы правой руки по одному,  начиная с большого)

Клыкастые моржи,

На рыбу и тюленей охотятся они.    (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.)

«Защитники страны»

Сегодня праздник всех отцов,      (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                         

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают                                                      «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!         (сжимают и разжимают пальцы)

 

«Наши мамы».

Много мам на белом свете,  (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают

себя за плечи.)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,          (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

Мамы разные нужны,         (Сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!    (Разводят руки, поднимают ладошками

«Весна пришла».

Снова солнце в небе улыбается,     (Соединять пальцы правой руки с Снег растаял, ручейки звенят.           большим. Соединять пальцы                                                            левой руки с большим)          

(Ладони вверх, пальцы сложены

И подснежник первый распускается,         лодочкой, запястья рук    прижаты друг к другу;                                                                     

разъединять пальцы, постепенно

отводя их друг от друга. Ладони повернуты к себе, большие

С юга птицы с песнями летят.     

пальцы переплетены, остальными пальцами

совершать колебательные движения –

«птичка».)

«Домашние птицы».

Во дворе стоит забор, Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая

За забором птичий двор. сжата в кулак; поочередно меняем положение рук.

 

Тут галдеж и суета  Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в

Начинается с утра:       

ладошку левой руки, затем меняем положение

Кукарекают, гогочут,    Последовательно соединять

Громко крякают,                     пальцы обеих рук с большими.

                болобочут

Гуси, утки, индюки,                 Соединять одноименные

Курицы и петухи.                        пальцы рук, начиная с                                                         больших пальцев.

«Игрушки».

На большом диване в ряд                   Попеременно хлопают

Куклы Танины сидят:                   в ладоши и стучат кулаками.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,              Загибают поочередно все пальцы.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.       Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане                              Попеременно хлопают

Мы игрушки сосчитать.                       

в ладоши и стучат кулаками

 

 

 

«Карандаш».

Всё нарисует карандаш,          (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.          (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:        (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.         (пишут «карандашом» по столу)

«Божьи коровки».

Божья коровка -  (дети машут руками)

Черная головка.   (за голову хватаются)

Улети на небо,  (руки поднимают высоко)

Принеси нам хлеба.  (руки вперед)

Черного и белого  (две ладошки в одну сторону, и в другую)

Только не горелого.                   (пальчиком грозят)

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять -              По одному загибают пальчики

                                                                         на обеих руках.

В космос полетел отряд.                    Соединяют ладошки вместе,

                                                                   поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,            Пальца обеих рук соединяются с     большими,

Что он видит впереди?                          образуя «бинокль».

Солнце, планеты, спутники, кометы,     Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                  Удары кулачками др. о друга.

Мы по суду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку      Одна ладонь скользит по другой.

И большую поварешку.                   Загибают пальчики, начиная с.

Мы посуду перемыли:                           большого.

Только чашку мы разбили,             Одна ладонь скользит по другой

Ковшик тоже развалился,           Загибают пальчики, начиная с

Нос у чайника отбился.                                  большого.

Ложку мы чуть-чуть сломали,           Удары кулачками др. о друг

Так мы маме помогали.

“ЖИРАФ”

Он высокий и пятнистый,   (Поднять руки и голову вверх, встать на цыпочки)

С длинной, длинной шеей.   (Правой рукой изобразить жирафа: поднять руку, согнуть в локте вверх, большой, указательный и средний палец собрать в щепоть, а безымянный и мизинец поднять вверх – это рожки жирафа)

А питается он листьями,   (Не убирая «жирафа», левой рукой показать «дерево»)

Листьями с деревьев.   («Жираф» срывает воображаемые листья).

 

 

Пальцы эти – все бойцы.    Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы                                        потом сжать их в кулак

Два больших и крепких малых.         Приподнять два больших пальца,

И солдат в боях бывалых.                    другие крепко прижать к столу.

 

Два гвардейца – храбреца!           Приподнять указательные пальцы,

                                                           другие крепко прижать к столу.

 

Два сметливых молодца!                Приподнять средние пальцы,

                                                     другие крепко     прижать к столу.

 

Два героя безымянных,       Приподнять безымянные пальцы, другие

Но в работе очень рьяных!                    Крепко прижать к столу.

 

Два мизинца – коротышки –                 Приподнять мизинцы.

Очень славные мальчишки!           Хлопнуть ладонями по столу

«Какие бывают рыбы?»

Мы в подводном мире, друг   Вып. движения руками, как будто    

                                                 плывут «брасом», одновременно сжимая

                                                и разжимая ладошки обеих рук.

Рыбы плавают вокруг            Делают поочерёдные волнообразные

                                                движения то правой, то левой ладошкой

Рыба-меч, рыба-пила               Поочерёдно соединяют пальцы обеих

                                                       рук с большим, начиная с мизинца

Рыба-удильщик и рыба-игла

Стучат колеса тук –тук – тук

 ( Подушечки правой и левой руки

И под веселый этот стук                       прижать к столу.

Мы едем к бабушке своей                  Попеременно постукивать ими ,

Везем подарочки мы ей                        как игра на пианино).

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог.

«Мои вещи».

Вот это - мой зонтик,             

  Поднимаем правую руку над головой,

Я в дождь хожу с ним.                            сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит            «Барабаним» пальцами левой руки по

-Останусь сухим                                            правой (зонтику)    

А вот моя книжка,    Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты

Могу почитать,                        Раскрываем ладони «книжечкой»

Могу вам картиночки

В ней показать.                           Руки вытягиваем, ладони открыты

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной.       Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

Его я бросаю               «Мячик прыгает» над головой, ударяясь

Над головой.      о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре)

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.             Поочерёдно гладим одну руку другой.

 

 

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

— тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей.

— целенаправленная,  регулярно осуществляемая работа воспитателем и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволило добиться  положительных результатов.

 

 

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;