Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7425 План работы по самообразованию: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опубликовано 17.10.2022


 

План работы по самообразованию на тему:

 «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

 

Воспитатель

 Морозова Г.И

2022-2023уч.г

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы.

Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисованиеРисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.

Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Творческих способностей и воображения

Познавательного интереса.

Нестандартного мышления.

Творческого самовыражения.

Внимания и усидчивости;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.

Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию и творчество.

Цель работы по самообразованию педагога : Повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста.

Задачи:

Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.

Расширить и систематизировать теоритические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.

Разработать примерный план по самообразованию.

Цель работы с детьми по данной теме: Овладение детьми раннего возраста различными техниками нетрадиционного рисования.

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.

Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.

Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству

Свою работу я начала с хорошо знакомых для данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск вилкой, оттиск картофелем, рисование ватными палочкамирисование расчёскойрисование ступнями.

 

 

 

 

План работы по самообразованию на 2022-2023г.

Сентябрь

1. Изучение методической литературы.

1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.

2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 2: 2-3 г.».

5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009

6. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.

7. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.

8. Интернет-ресурсы.

2. Знакомство с красками.

Октябрь

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками.

• «Рисуем осень пальчиками».

• «Яблочки румяные на дереве растут».

• «Птички зёрнышки клюют».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.

• «Птички».

Ноябрь

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью.

• «Лесной житель – ёж».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой.

• «Украсим кукле платье».

Сообщение для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей раннего возраста»

Декабрь

Рисование пальчиками и ладошками.

• «Зимушка-зима в гости к нам пришла».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.

• «Новогодняя ёлочка».

Январь

Подготовка информации для родителей.

• «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».

Рисование ватными палочками.

• Открытое занятие «Бантики для кошки и котёнка».

Февраль

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.

• «Светофор».

Папка передвижка в родительский уголок « Как  воспитать  у детей интерес к рисованию»

Март

Рисование пальчиками и ладошками.

• «Подарок маме».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.

• «Дождик».

Апрель

Работа с родителями.

• «Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.

• «Золотая рыбка».

Сообщение для родителей: «С чего начать уроки рисования»

Май

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями.

• «Тюльпан».

Подготовка материала к публикации на сайте.

Итоговая презентация по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми»

 

 

 

Вывод:

Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

Учит детей работать с разнообразными материалами.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Способствует снятию детских страхов.

Способствует развитию цветовосприятия.

Развивает уверенность в своих силах.

Развивает пространственное мышление.

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица

духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский.

 

 

 

 

Литература:

1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2. И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.

3. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г. 10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.