План работы по самообразованию на тему:
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
Воспитатель
Морозова Г.И
2022-2023уч.г
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы.
Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Творческих способностей и воображения
Познавательного интереса.
Нестандартного мышления.
Творческого самовыражения.
Внимания и усидчивости;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию и творчество.
Цель работы по самообразованию педагога : Повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста.
Задачи:
Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
Расширить и систематизировать теоритические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.
Разработать примерный план по самообразованию.
Цель работы с детьми по данной теме: Овладение детьми раннего возраста различными техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.
Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.
Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству
Свою работу я начала с хорошо знакомых для данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск вилкой, оттиск картофелем, рисование ватными палочками, рисование расчёской, рисование ступнями.
План работы по самообразованию на 2022-2023г.
Сентябрь
1. Изучение методической литературы.
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 2: 2-3 г.».
5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
6. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
7. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
8. Интернет-ресурсы.
2. Знакомство с красками.
Октябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками.
• «Рисуем осень пальчиками».
• «Яблочки румяные на дереве растут».
• «Птички зёрнышки клюют».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.
• «Птички».
Ноябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью.
• «Лесной житель – ёж».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой.
• «Украсим кукле платье».
Сообщение для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста»
Декабрь
Рисование пальчиками и ладошками.
• «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.
• «Новогодняя ёлочка».
Январь
Подготовка информации для родителей.
• «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
Рисование ватными палочками.
• Открытое занятие «Бантики для кошки и котёнка».
Февраль
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.
• «Светофор».
Папка передвижка в родительский уголок « Как воспитать у детей интерес к рисованию»
Март
Рисование пальчиками и ладошками.
• «Подарок маме».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.
• «Дождик».
Апрель
Работа с родителями.
• «Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.
• «Золотая рыбка».
Сообщение для родителей: «С чего начать уроки рисования»
Май
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями.
• «Тюльпан».
Подготовка материала к публикации на сайте.
Итоговая презентация по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми»
Вывод:
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
Учит детей работать с разнообразными материалами.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Способствует снятию детских страхов.
Способствует развитию цветовосприятия.
Развивает уверенность в своих силах.
Развивает пространственное мышление.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. А. Сухомлинский.
Литература:
1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
3. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.
9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г. 10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.