Малафеевская Ирина Сергеевна
МБДОУ д/с 101
Архангельская область, город Архангельск
воспитатель
Конспект НОД по экологическому образованию и воспитанию «Круговорот воды в природе» для детей старшего дошкольного возраста
СКАЧАТЬ (с фото)
Пояснительная записка
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому пред нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Мною был разработан конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию и воспитанию для детей старшей группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Область: «Познание».
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представления детей о свойствах воды, о понятии «круговорот воды в природе.
- Совершенствовать у детей навыки проведения опытов и наблюдений.
- Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- Формировать умение отгадывать загадки.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей экологическую грамотность.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».
4.Чтение художественной литературы по теме «Вода» – В.В. Бианки «Рыбий дом», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Г. Сутеев «Как я ловил рыбу,» Л.Т. Тарасенко «Путешествие капельки».
5.Наблюдение за водой и снегом на прогулке.
6.Изготовление макета «Круговорот воды в природе».
Оборудование:
Глобус.
Плакат «Круговорот воды в природе».
Прочная мерная емкость.
Целлофановый пакет.
Резинка.
Ход занятия:
I часть: Основная
Воспитатель:
Ребята, сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь». Где же живут наши сестрички- Капельки?
Дети:
в воде.
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель:
Что это такое?
Дети:
Это глобус.
Воспитатель:
а что такое глобус?
Дети:
Это модель Земли.
Воспитатель:
а какой формы наша планета – Земля?
Дети:
Круглая.
Воспитатель:
Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети:
Голубого.
Воспитатель:
А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети:
Это вода (моря, реки, океаны).
Воспитатель:
Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?
Дети:
Это тоже вода, но в виде льда.
Воспитатель:
Правильно. Но не вся вода на нашей Земле пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь.
А как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажите.
Игра «Ходят капельки по кругу»
- Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по группе, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель:
Какое явление, связанное с водой, мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Кто из вас, капелек, расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами макет «Круговорот воды в природе».
Дети:
Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель:
А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель:
- В емкость мы положим кусок льда, закроем ее целлофаном и герметичной резинкой, оставим в тепло. Будем наблюдать таяние льда и конденсацию воды. Как называется это явление?
Дети: Круговорот воды в природе.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель:
- Что вы сегодня узнали нового на занятии?
- Что вы узнали из опыта о воде?
Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.
Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Список использованных источников
- https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-meroprijatie-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe.html
- https://infopedia.su/3x62a0.html
- http://zagadki1.ru/zagadka/pokruzhilas-zvyozdochka-v-vozduhe-nemnozhko.htm
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-teme-volshebnica-voda-s-triz-tehnologiyami-2482050.html
- https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2016/01/pesnya-vinovataya-tuchka-slova-yu-entina-muzyka-d-tuhmanova
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Опыты и эксперименты для дошкльников. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1