Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8163 Конспект занятия «Зимующие птицы»

Опубликовано 29.10.2023
Баранова Елена Николаевна
МБДОУ 31 «Лесная сказка»
Нижний Новгород
воспитатель
 
Конспект занятия «Зимующие птицы»

 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе      

Составление описательного рассказа
Тема: « Зимующие птицы» 


Программное содержание:
• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;
• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, картина  дерева с кормушкой и птицами, раскраски с птицами на каждого ребенка.


Ход занятия:

 

 Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.


1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

 

Птичка – невеличка

                                              Ножки имеет,

А ходить не умеет.

     Хочет сделать шажок,

   Получается прыжок

                (воробей)

 

2. Воспитатель показывает картинку.

    Что это за птица? (дети отгадывают)

                                                                   (сорока)

 

3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

 

Носит черный жилет,

          Но у крыльев черный цвет.

  Видишь кружат 20 пар

И кричат кар-кар-кар

                          (ворона)

 

4. Воспитатель показывает картинку.

    Что это за птица? (дети отгадывают)

                                                                     (синица)

 

5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)


Воспитатель.  Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.

 (Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления  рассказа, картинка с изображением зимующий птицы). 

 Например, о дятле:   

1 ребенок

 Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями.  У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.

2 ребенок

Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве.  Дятел это зимующая птица.

 

По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.

 

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём  (дети встают, выходят на ковёр)
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка«Снегири».


Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке 
(Хлопают себя по бокам)
Улететь хотят

(Головой вертят)
Улетели! Улетели!
(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью. 


Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.

 


Д/и «Кого не стало»

 

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель. Кого не стало?
Дети. Синички.
Воспитатель. Где сидела синичка?
Дети. На ветке.
Воспитатель. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.
Воспитатель. Кого теперь не стало?
Дети. Воробья.
Воспитатель. Где сидел воробей?
Дети. В кормушке.
Воспитатель. Что он делал?
Дети. Клевал зёрнышки.
(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)

 

Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение) 

 

1 ребенок

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

 

2 ребенок

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели 7 сорок

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье

 

Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия  я хочу, проверить всё ли вы знаете о них

 

- Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?

 

- Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?

 

- Скажите, как мы помогаем птицам зимой?

 

- Где чаще всего обитает голубь?

 

Воспитатель. Но чтобы наше занятиенам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим,  кто, же прилетает к нам  в «Птичью столовую».