Кудайбергенова Жулдыз Бариевна
БДОУ г.Омска «Детский сад 329 комбинированного вида»
воспитатель
Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада
Раннее детство — время увлекательных игр с друзьями. Фантазия не знает границ: кубики складываются в рыцарский замок, карандаш превращается в микрофон, и любая роль доступна ребёнку. В игровой деятельности активно развиваются мыслительные способности детей, раскрывается творческий потенциал. Играть для ребёнка — значит осмысливать человеческие отношения, узнавать о профессиях, общаться со сверстниками. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
В игровой деятельности средних дошкольников закладывается основа для самостоятельного придумывания сюжетов и проигрывания их со сверстниками. В этом возрасте важно сформировать гибкость ролевого поведения у ребёнка и побудить к фантазированию. Воспитатель в качестве партнёра по игре демонстрирует, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В игре развиваются способностей детей тогда, когда между ребятами установилась атмосфера дружбы и понимания.
Задачи проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе:
Развитие коммуникативных способностей.
Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
Развитие навыка диалогической речи.
Для создания мотивации к участию в обсуждении воспитатель использует наглядный материал. Например, показывает карточки с профессиями и спрашивает у детей, кто изображён и как они это поняли (по спецодежде, профессиональным инструментам). Воспитатель активизирует речевую деятельность детей при помощи вопросов об их личном опыте:
«Кто был на приёме у стоматолога? Что делал врач?»
«Кто из вас бывал на железнодорожном вокзале? Чем вам запомнилось это место?»
Также детям нравится слушать истории, участником или очевидцем которых был воспитатель, — эти образы они смогут использовать в игровой деятельности.
Затем беседа направляется к совместному продумыванию сюжета предстоящей игры:
«Когда мы будем играть в вокзал, как нам можно сделать место для покупки билетов?» (Вырежем из картона окошко, будет касса.)
«Какие роли для игры в зубной кабинет мы можем придумать, кроме стоматолога и пациента?» (Медсестра, другой врач-коллега.)
Организуя встречу детей с дворником, воспитатель предварительного договаривается с этими людьми. В назначенный день воспитатель сообщает детям, что им предоставляется возможность понаблюдать за работой профессионала и задать вопросы. Такого рода экскурсии проводятся даже в стенах детского сада: дети знакомятся с работниками пищеблока и прачечной.
Развитию игровой деятельности и придумыванию новых сюжетов в знакомой игре помогают разнообразные атрибуты и предметы-заменители. Детская фантазия безгранична. Вспомните, с каким воодушевлением дети скачут на вениках и размахивают палочками, представляя себя всадниками с саблями! Современная индустрия игрушек предлагает большой выбор тематических наборов и костюмов. Но взрослым следует помнить о необходимости стимулирования детского воображения. Детство — это не только временной отрезок, но и способность быть немножко волшебником.
Сюжетно-ролевые игры легко увлекают детей. Воспитатель предлагает перенестись в игровую ситуацию и выступает партнёром. Дети 4–5 лет начинают проявлять самостоятельность в игровой деятельности. Создаются первые сюжетные варианты, активно используются атрибуты, ребёнок активно придумывает диалоги. Таким образом, происходит переход от игры по предложенным правилам в младших группах к самостоятельной творческой игре в старшем возрасте.