Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8081 Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4 лет» во второй младшей группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Опубликовано 14.09.2023

МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение детский сад п.Уемский

Программа

«Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет»

во второй младшей группе

с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»

по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Составила: Телицына Оксана Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории

 

Важным средством формирования

мыслительной деятельности малыша,

его интеллекта является игра.

С. Т. Шацкий

Пояснительная записка

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.

Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П.Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии  умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л.В.Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет».

Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных способностей детей.

Задачи:

Обучающие: Формировать умение следовать устным инструкциям. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше.

Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

 - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).

 - мелкую моторику рук и глазомер.

 - творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки геометрических фигур , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью15- 20 минут.

Возраст детей 3-4 года.

Занятия по подгруппам (10 человек)

Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

 

Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

    - «сложи квадрат»  - по 1 комплекту на каждого ребенка.

- Схемы для накладывания палочек при составлений трудных  иллюстраций  - по 1 на каждого ребенка.

Литература:

1. Л.И.Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 3-4 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.

2. 4. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).

3. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).

4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.

5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

 7.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до

 

Оборудование и материалы

 

Ноябрь

Содержание работы. Цель.

 Литература

- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим поезд);

 «Дорожки», «Заплатки»;

- простые карандаши

1.Знакомство с кубиками Никитина. Развивать умение различать цвета (красный, желтый, синий, белый), наглядно-действенное мышление.

2.Упражнение « Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

Стр. 11

- Кубики Никитина «Сложи узор» (Сложи квадрат);

- Цветные карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу. Развивать логическое мышление, умение достраивать до целого.

2.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой - маленький»

Стр. 12

- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим башенку, дорожку) ;

- Разрезные картинки;

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу. Развивать цветовое восприятие, воображение.

2. Упражнение «Подбери тень». Цель: Развитие зрительного восприятия.

3. Упражнение «Бабочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и моторики руки.

4. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления.  

Стр. 16

- Кубики Никитина «Сложи узор»              ( Сложи квадрат);

-Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», « Дорожки»;

-Игра «Подбери картинку»;

- Цветные карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу. Развивать умение различать цвета, умение достраивать до целого.

2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

 3. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой- маленький»;

4.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания.

5. Игра «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, учить детей соотносить форму и образец.

Стр. 18

 

    Декабрь

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Разрезные картинки;

- простые карандаши

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.

4. Упражнение «Шарфики». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «длинный-короткий».

5.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления.  

Стр. 22

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

4.Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти.

Стр. 24

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

Стр. 27

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие памяти и самоконтроля.

4.Упражнение «Мячики». Цель: Развитие внимания.

Стр. 18

      Январь

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- простые карандаши

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Запомни игрушки» Цель: Развитие зрительной памяти.

3. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Деревья». Цель: Развитие мышления.  

Стр. 32

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

4.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

5.Игра: «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти.

Стр. 34

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Разрезные картинки;

- Цветные карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие моторики руки и мышления.  

3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие  внимания.

4. Упражнение «Медвежата. Цель: Развитие зрительного восприятия.

5. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно- образного мышления.

Стр. 36

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Варежки» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.

4.Упражнение «Парашютисты». Цель: Развитие моторики руки.

Стр. 40

 

     Февраль

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки

3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания.

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

Стр. 41

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.

4.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления.

5.Игра: «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти.

Стр. 45

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Кто спрятался?». Цель: Развитие зрительного восприятия.

3. Упражнение «Клоун и мячи». Цель: Развитие зрительного восприятия.

4. Упражнение «Да ли нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

 5. Упражнение «Слушай свое имя». Цель развитие слуховой памяти.

Стр. 47

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Разрезные картинки;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Дождик». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

4.Упражнение «Яблоки». Цель: Развитие зрительного восприятия.

5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

Стр. 50

     Март

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Раскрась картинки», «Дорожки»;

- бубен;

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Муха». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания.

5. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей сравнивать предметы.

Стр. 52

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Два барана», «Сорока -белобока» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

Стр. 55

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Варежки», «Ленточки»;

- разрезные картинки;

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Два медведя».  Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Варежки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

5. Упражнение «Ленточки». Цель: Развитие мышления и моторики рук.

6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно –образного мышления.

Стр. 57

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Пары обуви», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Ути - ути», «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие мышления и моторики руки.

4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Пары обуви». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Стр. 60

       Апрель

 

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- бубен;

-цветные карандаши;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

5. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти.

Стр. 45

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Разрезные картинки;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук.

4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

Стр. 65

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Кто где?», «Конфеты»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- Простые карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.2. Упражнение «Ладушки», «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно - пространственной ориентации.

4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.

 6. Упражнение «Конфеты». Цель развитие зрительного восприятия.

Стр. 67

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Солнышко», «Одинаковые фигуры»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Солнышко» Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Зайка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.

5.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Стр. 71