МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение детский сад п.Уемский
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет»
во второй младшей группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Составила: Телицына Оксана Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы развивающих игр Б.П.Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.
Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л.В.Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет».
Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей детей.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение следовать устным инструкциям. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше.
Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- мелкую моторику рук и глазомер.
- творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки геометрических фигур , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью15- 20 минут.
Возраст детей 3-4 года.
Занятия по подгруппам (10 человек)
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «сложи квадрат» - по 1 комплекту на каждого ребенка.
- Схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
Литература:
1. Л.И.Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 3-4 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.
2. 4. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
3. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
7.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до
Оборудование и материалы
Ноябрь |
Содержание работы. Цель. |
Литература |
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим поезд); «Дорожки», «Заплатки»; - простые карандаши |
1.Знакомство с кубиками Никитина. Развивать умение различать цвета (красный, желтый, синий, белый), наглядно-действенное мышление. 2.Упражнение « Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. |
Стр. 11 |
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Сложи квадрат); - Цветные карандаши; |
1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать логическое мышление, умение достраивать до целого. 2.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой - маленький» |
Стр. 12 |
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим башенку, дорожку) ; - Разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать цветовое восприятие, воображение. 2. Упражнение «Подбери тень». Цель: Развитие зрительного восприятия. 3. Упражнение «Бабочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и моторики руки. 4. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. |
Стр. 16 |
- Кубики Никитина «Сложи узор» ( Сложи квадрат); -Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», « Дорожки»; -Игра «Подбери картинку»; - Цветные карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать умение различать цвета, умение достраивать до целого. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой- маленький»; 4.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания. 5. Игра «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, учить детей соотносить форму и образец. |
Стр. 18 |
Декабрь
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Разрезные картинки; - простые карандаши |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие произвольного внимания. 3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 4. Упражнение «Шарфики». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «длинный-короткий». 5.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. |
Стр. 22 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 4.Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. |
Стр. 24 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. |
Стр. 27 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие памяти и самоконтроля. 4.Упражнение «Мячики». Цель: Развитие внимания. |
Стр. 18 |
Январь
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - простые карандаши |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Запомни игрушки» Цель: Развитие зрительной памяти. 3. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Деревья». Цель: Развитие мышления. |
Стр. 32 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 4.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Игра: «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. |
Стр. 34 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Разрезные картинки; - Цветные карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие моторики руки и мышления. 3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 4. Упражнение «Медвежата. Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно- образного мышления. |
Стр. 36 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Варежки» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 4.Упражнение «Парашютисты». Цель: Развитие моторики руки. |
Стр. 40 |
Февраль
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки 3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания. 4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. |
Стр. 41 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания. 4.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления. 5.Игра: «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. |
Стр. 45 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Простые карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Кто спрятался?». Цель: Развитие зрительного восприятия. 3. Упражнение «Клоун и мячи». Цель: Развитие зрительного восприятия. 4. Упражнение «Да ли нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 5. Упражнение «Слушай свое имя». Цель развитие слуховой памяти. |
Стр. 47 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Разрезные картинки; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Дождик». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. 4.Упражнение «Яблоки». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. |
Стр. 50 |
Март
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Раскрась картинки», «Дорожки»; - бубен; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Муха». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей сравнивать предметы. |
Стр. 52 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Два барана», «Сорока -белобока» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. |
Стр. 55 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Варежки», «Ленточки»; - разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Два медведя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Варежки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия. 5. Упражнение «Ленточки». Цель: Развитие мышления и моторики рук. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно –образного мышления. |
Стр. 57 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Пары обуви», «Лишняя картинка»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - цветные карандаши; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Ути - ути», «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие мышления и моторики руки. 4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Пары обуви». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. |
Стр. 60 |
Апрель
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен; -цветные карандаши; - простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. |
Стр. 45 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Разрезные картинки; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук. 4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. |
Стр. 65 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Кто где?», «Конфеты»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши; |
1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.2. Упражнение «Ладушки», «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно - пространственной ориентации. 4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 6. Упражнение «Конфеты». Цель развитие зрительного восприятия. |
Стр. 67 |
- Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Солнышко», «Одинаковые фигуры»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. |
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Солнышко» Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Зайка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. |
Стр. 71 |