Конспект занятия по теме: «Число и цифра 7» (образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП) в старшей группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет
Подготовила: Чудова Е.С., воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель: Познакомить с числом 7.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные задачи:
- Учить сравнивать рядом стоящие числа 6 и 7, закреплять умение раскладывать предметы (6) в возрастающем порядке по длине; упражнять в различении пространственных направлений; закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать сравнение словами.
Коррекционно-развивающие задачи: - Развивать связную речь детей; развивать внимание, любознательность, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей организованность, чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь; воспитывать интерес к занятиям и желания заниматься;
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: для воспитателя: Пригласительный билет; игрушка Карлсон; иллюстрация Малыша, домика, числа 7; счетный материал (конфеты и банки с вареньем); колокольчик; карточки для физминутки. Для детей: счетный материал; числовые карточки; полоски разной длины цветов радуги
Предварительная работа: дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, словесные игры, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми.
Словарная работа:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - число, цифра, дом, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ - пятиэтажный, большой, высокий, длинный, короткий, одинаковый.
НАРЕЧИЯ - слева, справа, впереди, сзади,
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Приемы: Игровой, сюрпризный момент, поощрение.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
2. Сюрпризный момент (Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель - Ребята, посмотрите, у меня есть пригласительное, Карлсон зовет всех друзей на день рождения. Вы хотите в гости к Карлсону?
Дети - Да.
Воспитатель– Давайте отправимся в путь, а поедим мы на том, что я вам загадаю.
Загадка: Странный дом мчит по дороге
Круглые в резине ноги,
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен. (автобус)
Дети – автобус
Воспитатель – Правильно. Я буду водителем, построились за мной и поехали
По дороге словно птица
Наш автобус быстро мчится
Едем, едем мы легко,
Едем, едем далеко.
Воспитатель– А вот и дом Карлсона. Присаживайтесь ребята. Посмотрите, какой он высокий. Посчитайте сколько этажей?
Воспитатель – А давайте проверим (счет вместе)
Дети – первый этаж, второй этаж, третий этаж, четвертый этаж, пятый этаж.
Воспитатель – Дом какой?
Дети – Пятиэтажный дом.
Воспитатель – Правильно. А еще кокой дом бывает (Двухэтажный, трехэтажный, деревянный, кирпичный.)
Воспитатель –У Карлсона дом особенный, состоит из нескольких геометрических фигур. Давайте рассмотрим, назовите, из каких фигур состоит дом?
Дети – Овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Воспитатель –А вот и сам наш друг Карлсон. (Показ Карлсона) Ребята, а что больше всех любит Карлсон?
Дети – Варенье
Воспитатель– Правильно, раз мы пришли поздравлять Карлсона с днем рождения, давайте подарим баночки с вареньем.
Задание 1. Работа с числовыми карточками.
Пальчиковая гимнастика "Пальчики"
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три,четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Веселятся все.
Но пора обратновсем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнули отвернулся.
Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.
(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей– разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой иседьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движениякистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).
Воспитатель– Ориентируясь на красную полоску с краю на верхнюю дорожку с лева направо выложите банки с вареньем. Посчитайте, сколько банок варенья вы выложили на верхнюю полоску?
Дети – шесть. Воспитатель– шесть чего?
Дети – Шесть банок варенья.
Воспитатель – Ребята, мы знаем что Карлсон у нас большой сладкоежка, еще и угостим конфетами. Выложите под каждым вареньем конфеты. – Что можно сказать о банках с вареньем и о конфетах? (дети считают и делают вывод, что банки с вареньем и конфеты поровну)
Дети – Их поровну. Банки с вареньем столько же, сколько конфет.
Воспитатель – У Карлсона есть очень близкий друг, это кто?
Дети – Малыш
Воспитатель – Правильно Малыш, и он пришел поздравлять своего друга, принес еще одну банку с вареньем. Сколько стало банок с вареньем? Дети – семь.
Воспитатель - Что можно сказать о банках с вареньем и конфетах?
Дети – Банки с вареньем на одну больше чем конфет.
Воспитатель– Банок с вареньем больше чем конфет на сколько?
Дети – На один
Воспитатель – Семь больше шести на одну банку с вареньем, шесть меньше семи на одну конфетку. Молодцы, убрали в тарелочку счетный материал, пожалуйста.
Физкультминутка.
Раз - поднятся, подтянуться.
Два - согнуться, разогнутся.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
Задание 2. Знакомство с цифрой.
Воспитатель – Ребята мы все поздравляем Карлсона, и подарили ему много сладостей и целых 7 банок с вареньем. Число 7. Посмотрите (Показ числа 7)
Цифра семь – подъемный кран
Заглянула в гости к нам
Сем цветов собой взяла,
В небе радугу зажгла.
Воспитатель – Дети, посмотрите, у вас на столах есть 7 разноцветных полосок. Вам нужно выбрать две одинаковые по длине.
Дети вспоминают правила сравнения по длине: из всех полосок взять самую короткую, не забывать подравнивать концы полосок слева. Сравнивают полоски и выбирают одинаковые.
Воспитатель следит за тем, чтобы действия детей сопровождались словами: самая короткая полоска, длиннее, еще длиннее, самая длинная, одинаковые по длине.
Воспитатель- Сколько разноцветных полосок у вас, сосчитайте.
Дети – 7 полосок.
Воспитатель– На что похожи эти разноцветные полоски. Из скольки полосок ваша радуга? Дети – наша радуга из семи полосок.
Воспитатель– Молодцы! Вот какие красивые радуги у вас получились для нашего друга.
Воспитатель – Ребята, что еще делают на день рождения?
Дети– Играют, веселятся, танцуют.
Воспитатель– Да, верно. Карлсон очень любит поиграть. Давайте мы с вами поиграем в его любимую игру.
Задание 3. Д/И «Где звенит колокольчик?»
Дети закрывают глаза, а воспитатель звенит колокольчиком. Детям необходимо определьть направление звука (слева, справа, впереди, сзади)
Воспитатель - Молодцы ребята. Давайте, еще раз поздравим Карлсона с Днем рождения. А нам пора обратно в детский сад. Сели в автобус и поехали за мной (стихотворение)
Итог занятия.
Вопросы к детям на активизацию мыслительной деятельности:
ü Расскажите куда мы ездили с вами? На чем?
ü Чем угощали Карлсона?
ü Что нового вы узнали сегодня?
ü Что вам больше понравилось у Карлсона в гостях?
ü В чем испытали трудности?