Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6887 Приемы преодоления тревожности младшего школьника на уроках русского языка

Опубликовано 15.01.2022

ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Подготовил: студент группы СЗБ37П

Филатов Станислав Витальевич

Заочной формы обучения

 

Младший школьный возраст, этап повышенной пластичности нервной системы и восприятий к обучению, наиболее чувствительный к формированию приоритетных видов психической деятельности, в нём зарождается фундамент дальнейшего развития ребёнка.

Поэтому проведение коррекционной работы по понижению уровня тревожности в этом возрасте будет наиболее эффективно, особенно если проводить в игровой форме, так как в школьном возрасте игра остаётся одной из важнейших видов деятельности. Усвоение новых знаний в процессе игры будет наиболее благоприятнее, чем проведение навязчивого учебного занятия. Эмоции, полученные от игры, помогают ребёнку младшего школьного возраста преодолевать неприятные ощущения. Игра положительными эмоциями убирает отрицательные и даёт толчок к возникновению произвольных действий у ребёнка. [1]

Коррекция тревожности у младших школьников включает в себя специальные средства и техники, направленные на снижение уровня тревожности. Многие отечественные психологи, такие как: Кочубей, Новикова, Лютова, Мухина, Прихожан, Чистякова считают, что коррекцию тревожности следует вести в трех векторах: улучшать самооценку ребенка, рождать веру в свои способности; учить ребенка расслабляться, устанавливать для себя комфортную обстановку; прививать умение управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшую тревогу. [2]

Для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте используется различные методы и способы. Одним из таких методов являет собой арт-терапия, который применяли как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции тревожности: Наубург, Фрейд, Юнг, Роджерс, Маслоу, Хилл. С точки зрения этих психологов коррекционные свойства данного метода связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения в творческой деятельности, укреплением и познанием своего «Я». Также арт-терапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей. [3]

Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности, использующим сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своих работах известные зарубежные и отечественные психологи: Юнг, Фромм, Берн, Гарднер, Менегетти, Осорина, Лисина, Петрова, Зинкевич-Евстегнеева, Гнездилов и так далее. Они выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекции тревожности у младших школьников, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. [4]

Швабе, Бенезон, Грюс, Миллер, Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Разработанные ими различные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. В.Ю. Завьялова дает следующие направления коррекционного процесса музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие у младших школьников навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы. При прослушивании музыки у младших школьников формируются положительные эмоции, а негативные и отрицательные эмоции уходят на задний план. Таким образом ребёнок может абстрагироваться от определённых переживаний.

В программу коррекции тревожности можно включить упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно­мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание, ритмичное дыхание с задержкой. [5]

Таким образом, можно выделить следующие методы и способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, куклотерапия, проективное рисование, «сочинение историй», метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; умению управлять собой в стрессовых ситуациях. Подобрав тот или иной метод, можно и нужно применять для коррекций тревожности на занятиях по русскому языку, подготовить ребёнка (ученика) как реагировать и выходить из стрессовых ситуациях.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акопян Л. С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. №1. С.104- 109.
  2. Андреев П. В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е. В. Психолог в образовании: теория и практика: учеб.пособие. Саратов: Издательство

«Саратовский источник», 2015. 236 с.

  1. Зинченко Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/2. С. 42-46.
  2. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. 2016. № 1-4 (22). С. 137-139.
  3. Балашова Н.А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 249-252.