Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7109 Развитие инициативности и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей.

Опубликовано 11.04.2022

детский сад комбинированного вида «БерЁзка»

(МбДОУ ДС КВ «БерЁзка»)

 

 

Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей.

 

 

Выполнила: инструктор по физкультуре

 Шиве Оксана Сергеевна

 


 

 

Г.Новый Уренгой

2022год

 

Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ от 17.10.2013 года № 1155)

Основные принципы дошкольного образования:        

  • п.2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 
  • п.3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • п.4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • п.5 создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений ;
  • п.6 формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка 

 

Инициатива – это:

- внутреннее побуждение к новой деятельности;

- способность к самостоятельным активным действиям.

Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

 

Что нужно для развития детской инициативы?

  • Давать простые задания (снимать страх- «не справлюсь»).
  • Давать интересные задания.
  • Поддерживать инициативу.

 

Каким способом поддержать инициативу?

  • Создание предметно-пространственной среды
  • (выбор деятельности по интересам)
    • Выбор сотоварищей
    • Стимулирование любознательности
    • детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
      • Тактично сотрудничать с детьми:
      • - не стараться всё сразу показывать и объяснять,
      • - необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно

 

Например:

1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии

2. Игра - потребность в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы:

- организация и проведение игры: сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов;

- введение дополнения в правила игры (усложнения),

- введение новых ролей;

- определение победителя.

 

Самостоятельность –независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.

 

Развитие детской самостоятельности осуществляется через: 1. Поручения детям-дежурным

Младшие дошкольники :

  • отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу,
    • расставить инвентарь для перешагивания, ходьбы между предметами, для перепрыгивания через положенные веревочки.

Старшие дошкольники:

  • расставляют физкультурный инвентарь на определенном расстоянии;
  • отсчитать предметы в количестве до десяти;
  • самостоятельно р азмещать необходимый физкультурный инвентарь (конусы, корзины и т.д.).

В результате последовательно проводимой работы дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.

2. Во время выполнения ОРУ и ОВД.

 

Используем приемы :

  • назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить и выполнить самим;
    • самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть);
  • предлагать последний повтор сделать самостоятельно , похваливая тех детей, у которых получается лучше.

 

Важно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. 

Примеры:

  • - кто дальше бросит мешочек через голову назад; - кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами; - доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками; - выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом.

Творческие задания -

  • это средство развития (проявления) инициативы, импровизации, самостоятельности.
  • Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла.
  • Дети экспериментирует, видоизменяют задания.
  •  

Задания: - представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги; - подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики; - посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно  построить для себе препятствия.

Карточки-схемы:

Использовать картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы акробатики, и подвижных игр.

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

 

Критерий подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга - это умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.

 

Использование схем-карточек

  • Разметить беговую дорожку - разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.
  • Применять карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий.

Например; ходьба; лазание; приседания; прыжки.

  • На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
  • Темп указывается цветом: красный - быстро, синий - в среднем темпе, зелёный медленно.

Использование схем-карточек

  • При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения самостоятельно. Используют карты-схемы по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.

 

Развитие самостоятельности в подвижных играх

Примеры: Детям предложить:

  • изменить правила знакомой игры,
  • усложнить ее;
  • придумать игру самим; - спросить, какие игры подсказывает погода за окном,

- напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.

 

Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.

Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.