Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми
ПРИНЯТА:
УТВЕРЖДЕНА:
Решением педагогического совета № ..
Заведующий «детский сад «Эрудит» г. Перми
____________О.Л.Дюпина
Программа дополнительного образования
по конструированию и моделированию
из металлического конструктора
«Мы строители»
СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)
Автор программы:
Симонова Ирина Станиславовна,
воспитатель «детский сад «Эрулит» г. Прми
Пермь 2019
Содержание
- I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи Программы
1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
1.2 Планируемые результаты
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
2.1.1 Старшая группа (5-6 лет)
2.1.2 Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды
3.3. Организация образовательного процесса
Приложение
УКАЗАТЬ СТРАНИЦЫ!
Если ребенок не научится
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
1. 1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мы строители» определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса по конструированию и моделированию в соответствии с определенными в ФГОС ДО целью и результатами обучения. Программа разработана для детей 5-7 лет .
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Образовательная деятельность по реализации программы ведется на русском языке.
Программа составлена с учетом конкретных материально-технических условий, контингента воспитанников ДОУ (их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей), потребностей родителей, общественности и социума.
Программа занятий «Мы строители» дает возможность ребенку познакомиться со свойствами металла, понять, по какому принципу конструируются реальные предметы. В процессе игры у ребенка развивается логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель данной программы: развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, через освоение технологии конструирования по средством металлического конструктора.
Достигается данная цель при реализации следующих задач:
1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение работать по образцу, схеме.
2. .Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического конструктора.
1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
В 5—7 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов. Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании Овладение ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
К подготовительной к школе группе у детей свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
1.2. Планируемые результаты.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Личностные:
- готовность ребенка использовать знания в учении и повседневной жизни, для изучения и исследования конструктивной сущности явлений, событий, фактов;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения;
- познавательный интерес к дальнейшему изучению конструирования;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью воспитателя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в инструкциях, приложениях к конструкторам;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;
- доносить свою позицию до других;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;
К окончанию курса ребенок:
- знает детали металлического конструктора;
- умеет разными способами соединять детали;
- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его собирать;
- уважительно относиться к труду людей;
- может использовать полученные знания по конструированию в жизни;
- может организовать рабочее место для работы с конструктором.
II. Содержательный раздел
2.1.1. Тематический план. Старшая группа
Месяц |
Тема |
Задачи |
Кол-во |
Октябрь |
Введение. Знакомство с металлическим конструктором и его деталями. |
Знакомство детей с мастерской в группе. Знакомить детей с деталями конструктора, их названиями и внешним видом. |
1 |
Геометрические фигуры |
Учить изготовлению простейших геометрических фигур. Учить читать и понимать инструкцию. |
1 |
|
Стульчик |
Учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Кресло |
Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Ноябрь |
Кроватка |
Учить детей изготовлению кроватки из металлических деталей, соединяя их гайками и шурупами. |
1 |
Диван |
Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа, учить понимать инструкцию. |
1 |
|
Лестница |
Учить детей самостоятельно соединять простейшие детали металлического конструктора. |
1 |
|
Подставка для журналов |
Продолжать учить пользоваться схемами при работе. Продолжать учить соединять простейшие детали для изготовления подставки. |
1 |
|
Декабрь |
Качели |
Продолжать учить детей строить постройки из металлического конструктора сообща, по инструкции разными способами. |
3 |
Колодец |
Продолжать учить использовать схематические изображения предметов в процессе конструирования колодца. |
1 |
|
Январь |
Самокат |
Развивать умение детей создавать замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес, используя схематический рисунок постройки с помощью отвертки и гаечного ключа разными способами. |
2 |
Велосипед |
Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора. |
1 |
|
|
Мельница |
Учить последовательно соединять все детали при помощи отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Февраль |
Санки и сани |
Учить сооружению построек из металлического конструктора. Закреплять умение планировать деятельность по составлению схемы и ее воспроизведению в постройке. |
2 |
Тачка |
Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Прицеп
|
Продолжать учить конструировать, способствовать желанию вносить в схему предмета дополнения. |
1 |
|
Март |
Самолеты |
Учить сооружению постройки из металлического конструктора по составленному чертежу, разными способами. |
3 |
Вертолет |
Продолжать изучать строительство воздушного транспорта из металлического конструктора, с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Апрель |
Пушка |
Продолжать учить сооружать постройки из металлического конструктора, соединяя детали гайками и шурупами. |
1 |
Танк |
Продолжать учить и закреплять умения, соединять строительные детали металлического конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Военная машина
|
Учить создавать конструкции машин по заданной схеме из металлического конструктора. |
1 |
|
Кран |
Продолжать учить использовать схематическое изображение для задуманной цели с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Май |
Экскаватор
|
Учить изготовлять экскаватор из металлического конструктора, соединяя детали в правильной последовательности. |
1 |
Бульдозер
|
Учить самостоятельному выбору деталей, для разработки замысла-образа конструкции предмета. |
1 |
|
Трактор с прицепом
|
Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции трактора с прицепом, учить соединять детали с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Пассажирская машина |
Развивать умение конструировать, использовать составление чертежа постройки из металлического конструктора. |
1 |
2.1.2. Тематический план. Подготовительная к школе группа
Месяц |
Тема |
Задачи |
Кол-во |
Сентябрь |
Инструктаж по технике безопасности |
Ознакомление с техникой безопасности во время работы, инструментами (отвёртка, гаечный ключ). |
1 |
Цифры
|
Развитие умения воспроизвести модель из имеющегося строительного материала; закрепление навыков скрепления деталей с помощью отвертки и гаечного ключа; активизировать мышление детей. |
1 |
|
Буквы |
Учить конструировать по простейшим чертежам и схемам; развивать формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность. |
1 |
|
Слова |
Способствовать умению детей конструировать по собственному замыслу разными способами. |
1 |
|
Октябрь |
Человек |
Учить детей строить человека из металлического конструктора. Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Велосипед |
Развивать умение детей создавать замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес. |
1 |
|
Человек на велосипеде |
Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу и самостоятельность, соединяя детали.
|
1 |
|
По замыслу (человек и предмет) Игра |
Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании поделок; использовать знания и умения, полученные ранее. |
1 |
|
Ноябрь |
Башня |
Развитие умения воспроизвести модель из деталей металлического конструктора; закрепление навыков скрепления деталей; активизировать мышление детей |
1 |
Дом |
Учить конструировать по простейшим схемам; развивать формы наглядного моделирования. |
1 |
|
Замок волшебника |
Учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек; развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения. |
1 |
|
По замыслу |
Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу; совершенствовать умение планировать свою деятельность. |
1 |
|
Декабрь |
Собака |
Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки, соединяя все детали при помощи отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Сова |
Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. |
1 |
|
Робот |
Учить конструировать по простейшим схемам; развивать формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность. |
1 |
|
Робот на колесах |
Учить изготовлять робота из металлического конструктора, соединяя детали в правильной последовательности. |
1 |
|
Январь |
Санки |
Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора. |
1 |
Снегокат |
Учить детей конструировать по схеме; овершенствовать умение работать по предложенному алгоритму. |
1 |
|
Вертолет на лыжах |
Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу и самостоятельность с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
|
Лайнер с лыжами |
Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность; закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
1 |
|
Февраль |
Пушка - Катюша |
Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции пушки, учить соединять детали с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Истребитель |
Упражнять детей в самостоятельном анализе постройки; закрепить умение правильно, крепко соединять конструкцию. |
1 |
|
Парусник |
Учить детей конструировать парусник, на котором можно плыть по волнам, развивать творческое воображение. |
1 |
|
Военная техника по замыслу |
Формировать обобщённые представления о данном виде технике, развивать конструкторские навыки соединяя детали; развивать фантазию, учить самостоятельно, находить способы выполнения задумки. |
1 |
|
Март |
Мельница с винтом |
Учить создавать замысел мельницы, выбирать способы её выполнения с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Избушка на курьих ножках |
Формировать умение анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы; учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек. |
1 |
|
Качели |
Учить собирать карусель с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить работать по схеме-чертежу. |
1 |
|
Лошадка - качалка |
Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
1 |
|
Апрель |
Кран – погрузчик |
Развивать творческое мышление фантазию, закрепляя приемы соединения деталей с помощью отвертки и гаечного ключа. |
1 |
Трактор – погрузчик |
Сборка модели трактора, механизмов и других технических устройств, с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. |
1 |
|
Гоночная машина |
Развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей; активизировать поисковую деятельность детей. |
1 |
|
Трактор с прицепом |
Формировать умение создавать постройку сообща, дружно работать в коллективе; способствовать развитию мышления, воображения, пространственных представлений, творческих способностей. |
1 |
|
Май |
Ваза по замыслу |
Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. |
1 |
Цветы в лесу |
Учить самостоятельно подбирать детали необходимые для сборки; учить скреплять детали друг с другом, соединяя их между собой болтами и гайками; развивать зрительное восприятие. |
1 |
|
Все, что мы можем построить |
Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании; использовать знания и умения, полученные ранее. |
2 |
ДАЛЬШЕ идёт конкретное содержание каждого занятия!
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Особенности организации моделирования из металлического конструктора: проведение игровых занятий, импровизаций, включение в занятие парной и групповой работы, частая смена видов деятельности. Занятия носят практический характер, прослеживается межпредметная связь.
Формы работы:
- Беседы.
- Занятия.
- Индивидуальная работа.
- Подгрупповая работа.
- Коллективно-творческая работа.
- Работа с родителями.
- Игра.
- Оформление выставок.
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение Программы включает учебно-методический комплект (перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий), оборудование, оснащение).
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 397
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
Методические пособия:
1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:
Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
3. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 140 с.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. –192 с.
5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного
возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет.
сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.0
6. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию в старшей и подготовительной к школе группы детского сада».
7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. - 159с.
8. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.
9. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.
Наглядно-дидактические пособия: схемы сборки моделей, тематические альбомы.
3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Содержание ППРС: Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
- Металлический конструктор «Малыш серии техник цветной» - 5 наборов, металлический конструктор серии № 1, № 2, № 3, № 4, № 9 –по 4 набора, конструктор металлический город мастеров – 5 наборов, конструктор «METAL BRICK» - 4 набора, конструктор «MERKUR» - 3 набора, конструктор «EITECH» - 4 конструктора.
- Конструкторы разного размера.
- Мягкие (поролоновые) крупные модули.
- Фигурки людей и животных для обыгрывания: диких и
домашних животных и их детенышей, птиц (зоопарк, птичий
двор), рыбок, насекомых и т. д.
- Образцы построек различной сложности.
- Игрушки, отражающие быт.
- Разнообразный полифункциональный материал.
- Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый)
- Строительный материал из коробок разной величины.
- Крупные транспортные игрушки.
- Настольный конструктор.