Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5880 Программа дополнительного образования по конструированию и моделированию из металлического конструктора «Мы строители» для детей 5 -7 лет

Опубликовано 06.04.2020

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми

 

ПРИНЯТА: 

УТВЕРЖДЕНА:

Решением педагогического совета № ..

Заведующий «детский сад «Эрудит» г. Перми

____________О.Л.Дюпина  

 

 

 

Программа дополнительного образования

 по конструированию и моделированию

 из металлического конструктора

«Мы строители»

СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)

 

                                                                        Автор  программы:

                                                                        Симонова Ирина Станиславовна,

                                                                        воспитатель «детский сад «Эрулит» г. Прми

 

 

 

 

Пермь 2019

Содержание

 

  1. I.       Целевой раздел

1.1          Пояснительная записка

1.1.1.  Цель и задачи Программы

1.1.2.  Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

          1.2 Планируемые результаты

     II.  Содержательный раздел

         2.1    Содержание образовательной деятельности

         2.1.1  Старшая группа (5-6 лет)

         2.1.2  Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

         2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы                             

     III. Организационный раздел

         3.1 Материально-техническое обеспечение

         3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды

         3.3. Организация образовательного процесса

                 

Приложение

 

УКАЗАТЬ СТРАНИЦЫ!

 

Если ребенок не научится 
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет 
только подражать, копировать.

Л.Н. Толстой

1. 1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мы строители» определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса по конструированию и моделированию в соответствии с определенными в ФГОС ДО целью и результатами обучения.  Программа разработана для детей 5-7 лет .

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми,  сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Образовательная деятельность по реализации программы ведется на русском языке.

Программа составлена с учетом конкретных материально-технических условий, контингента воспитанников ДОУ (их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей), потребностей родителей, общественности и социума.

      Программа занятий «Мы строители» дает возможность ребенку познакомиться со свойствами металла, понять, по какому принципу конструируются реальные предметы. В процессе игры у ребенка развивается логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.

 

1.1.1.    Цель и задачи Программы

Цель данной программы: развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, через освоение технологии конструирования по средством металлического конструктора.
           Достигается данная цель при реализации следующих задач: 

1. Научить  создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение работать по образцу, схеме.

2. .Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

3.  Формировать умение правильно называть и различать детали металлического конструктора.

1.1.2.   Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В 5—7 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов.  Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании Овладение  ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

К подготовительной к школе группе у детей свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

1.2. Планируемые результаты.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

            Личностные:
- готовность ребенка  использовать знания в учении и повседневной жизни,  для изучения и исследования конструктивной сущности явлений, событий, фактов;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения;
- познавательный интерес к дальнейшему изучению конструирования;
           Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью воспитателя; 
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в инструкциях, приложениях к конструкторам;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; 
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

   Коммуникативные:
    - слушать и понимать речь других;
- планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;
- доносить свою позицию до других;
- уметь  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;
         К окончанию курса ребенок:
- знает детали металлического конструктора;
- умеет разными способами соединять детали;
- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его собирать;
- уважительно относиться к труду людей;
- может использовать полученные знания по конструированию  в жизни;

- может организовать рабочее место для работы с конструктором.

 

 

II.  Содержательный раздел

2.1.1. Тематический план. Старшая группа

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во

Октябрь

Введение. Знакомство с металлическим конструктором и его деталями.

Знакомство детей с мастерской в группе.

Знакомить детей с деталями конструктора, их названиями и внешним видом.

 

      1

 

Геометрические фигуры

Учить изготовлению простейших геометрических фигур.

Учить читать и понимать инструкцию.

   

      1

 

Стульчик

Учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

     1

 

Кресло

Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

     1

Ноябрь

 

Кроватка

Учить детей изготовлению кроватки из металлических деталей, соединяя их гайками и шурупами.

 

      1

 

Диван

Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа, учить понимать инструкцию.

 

      1

 

Лестница

Учить детей самостоятельно соединять простейшие детали металлического конструктора.

 

      1

 

Подставка для журналов

Продолжать учить пользоваться схемами при работе. Продолжать учить соединять простейшие детали для изготовления подставки.

 

      1

Декабрь

 

Качели

Продолжать учить детей строить постройки из металлического конструктора  сообща, по инструкции разными способами.

 

     3

 

Колодец

Продолжать учить использовать схематические изображения предметов в процессе конструирования колодца.

 

    1

Январь

 

Самокат

Развивать умение детей создавать  замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес, используя схематический рисунок постройки с помощью отвертки и гаечного ключа разными способами.

 

    2

 

Велосипед

Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора.

 

      1

 

 

Мельница

Учить последовательно соединять все детали при помощи отвертки и гаечного ключа.

 

     1

Февраль

 

Санки и сани

Учить сооружению построек из металлического конструктора. Закреплять умение планировать деятельность по составлению схемы и ее воспроизведению в постройке.

 

 

    2

 

 Тачка

Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

     1

  Прицеп

 

Продолжать учить конструировать,  способствовать желанию вносить в схему предмета дополнения.

1

Март

 

Самолеты

Учить сооружению постройки  из металлического конструктора по составленному чертежу, разными способами.

 

       3

 

Вертолет

Продолжать изучать строительство воздушного транспорта из металлического конструктора, с  помощью отвертки и гаечного ключа.

 

     1

Апрель

 

Пушка

Продолжать учить сооружать постройки из металлического конструктора, соединяя детали гайками и шурупами.

 

     1

Танк

Продолжать учить и закреплять умения,  соединять строительные детали металлического конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

      1

Военная машина

 

Учить создавать конструкции машин по заданной схеме из металлического конструктора.

 

    1

Кран

Продолжать учить использовать схематическое изображение для задуманной цели с  помощью отвертки и гаечного ключа.

 

     1

Май

Экскаватор

 

Учить  изготовлять экскаватор из металлического конструктора,  соединяя детали в правильной последовательности.

 

      1

Бульдозер

 

Учить самостоятельному выбору деталей, для разработки замысла-образа конструкции предмета.

  

       1

Трактор с прицепом

 

Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции трактора с прицепом, учить соединять детали с  помощью отвертки и гаечного ключа.

 

        1

Пассажирская машина

Развивать умение конструировать, использовать составление чертежа постройки из металлического конструктора.

 

      1

 

2.1.2. Тематический план. Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во

Сентябрь

Инструктаж по технике безопасности

Ознакомление с техникой безопасности во время работы, инструментами (отвёртка, гаечный ключ).

 

      1

 

Цифры

 

Развитие умения воспроизвести модель  из имеющегося строительного материала;   закрепление навыков скрепления деталей  с  помощью отвертки и гаечного ключа;  активизировать  мышление детей.

   

      1

 

Буквы

Учить конструировать по простейшим чертежам и схемам;  развивать   формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность.

 

     1

 

Слова

Способствовать умению детей конструировать по собственному замыслу  разными способами.

 

     1

Октябрь

 

Человек

Учить детей строить человека из металлического конструктора. Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

1

 

Велосипед

Развивать умение детей создавать  замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес.

 

1

Человек на велосипеде

Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу  и самостоятельность, соединяя детали.

 

 

1

По замыслу

(человек и предмет)

Игра

Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать  творчество, самостоятельность при создании поделок;  использовать  знания и умения, полученные ранее.

 

1

Ноябрь

Башня

Развитие умения воспроизвести модель  из деталей металлического конструктора;   закрепление навыков скрепления деталей;  активизировать  мышление детей

 

1

Дом

Учить конструировать по  простейшим схемам; развивать   формы наглядного моделирования.

 

1

Замок волшебника

Учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек; развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения.

 

1

По замыслу

Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу; совершенствовать умение планировать свою деятельность.

 

1

Декабрь

Собака

Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки, соединяя все детали при помощи отвертки и гаечного ключа.

 

1

Сова

Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

 

1

Робот

Учить конструировать по простейшим схемам; развивать   формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность.

 

1

Робот на колесах

Учить  изготовлять робота из металлического конструктора,  соединяя детали в правильной последовательности.

 

1

Январь

Санки

Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора.

 

1

Снегокат

Учить детей конструировать по схеме; овершенствовать умение работать по предложенному алгоритму.

 

1

Вертолет на лыжах

Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу  и самостоятельность с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

1

Лайнер с лыжами

Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать  творчество, самостоятельность; закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

 

1

Февраль

Пушка - Катюша

Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции пушки, учить соединять детали с  помощью отвертки и гаечного ключа.

 

1

Истребитель

Упражнять детей в самостоятельном анализе постройки; закрепить умение правильно, крепко соединять конструкцию.

 

1

Парусник

Учить детей конструировать парусник, на котором можно плыть по волнам, развивать творческое воображение.

 

1

Военная техника по замыслу

Формировать обобщённые представления о данном виде технике, развивать конструкторские навыки соединяя детали; развивать фантазию, учить самостоятельно, находить способы выполнения задумки.

1

Март

Мельница с винтом

Учить создавать замысел мельницы, выбирать способы её выполнения с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

1

Избушка на курьих ножках

Формировать умение анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы; учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек.

 

1

Качели

Учить собирать карусель с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить работать по схеме-чертежу.

 

1

Лошадка - качалка

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

1

Апрель

Кран – погрузчик

Развивать творческое мышление фантазию, закрепляя приемы соединения деталей с помощью отвертки и гаечного ключа.

 

1

Трактор – погрузчик

Сборка модели трактора, механизмов и других технических устройств, с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий.

 

1

Гоночная машина

Развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей; активизировать поисковую деятельность детей.

 

1

Трактор с прицепом

Формировать умение создавать постройку сообща, дружно работать в коллективе; способствовать развитию мышления, воображения, пространственных представлений, творческих способностей.

 

1

Май

Ваза по замыслу

Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

 

1

Цветы в лесу

Учить самостоятельно подбирать детали необходимые для сборки; учить скреплять детали друг с другом, соединяя их между собой болтами и гайками; развивать зрительное восприятие.

 

1

Все, что мы можем построить

Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать  творчество, самостоятельность при создании; использовать  знания и умения, полученные ранее.

 

2

 

ДАЛЬШЕ идёт конкретное содержание каждого занятия!

        2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы  

Особенности организации моделирования из металлического конструктора: проведение игровых занятий, импровизаций, включение в занятие парной и групповой работы, частая смена видов деятельности. Занятия носят практический характер, прослеживается  межпредметная связь.

Формы работы:

  1. Беседы.
  2. Занятия.
  3. Индивидуальная работа.
  4. Подгрупповая работа.
  5. Коллективно-творческая работа.
  6. Работа с родителями.
  7. Игра.
  8. Оформление выставок.

III. Организационный раздел

 

3.1 Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение Программы  включает учебно-методический  комплект (перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий), оборудование, оснащение).

Нормативно-правовые  документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 397

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»

Методические пособия:

1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:

Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

3. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 140 с.

4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. –192 с.

5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного

возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет.

сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.0

6. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию в старшей и подготовительной к школе группы детского сада».

         7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. - 159с.

        8. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.

       9. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.

Наглядно-дидактические пособия: схемы сборки моделей, тематические альбомы.

3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Содержание ППРС: Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

  • Металлический конструктор «Малыш серии техник цветной» - 5 наборов, металлический конструктор серии № 1, № 2, № 3, № 4, № 9  –по 4  набора, конструктор металлический город мастеров – 5 наборов, конструктор «METAL BRICK» - 4 набора, конструктор «MERKUR» - 3 набора, конструктор «EITECH» - 4 конструктора.
    • Конструкторы разного размера.
    • Мягкие (поролоновые) крупные модули.
    • Фигурки людей и животных для обыгрывания: диких и

домашних животных и их детенышей, птиц (зоопарк, птичий

двор), рыбок, насекомых и т. д.

  • Образцы построек различной сложности.
  • Игрушки, отражающие быт.
  • Разнообразный полифункциональный материал.
  • Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый)
  • Строительный материал из коробок разной величины.
  • Крупные транспортные игрушки.
  •  Настольный конструктор.