Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39» г.Уссурийска Уссурийского городского округа
Фрагмент конспекта непрерывно – образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие» в старшей группе
на тему: «Счёт в пределах 10. Ориентировка в пространстве»
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Щербакова Е.С.
2020г
Цель: формирование представлений о том, что считать предметы можно в любом направлении, независимо от их расположения.
Задачи:
Образовательные: упражнять в счете предметов, расположенных по-разному, закрепить знания об образовании числа 10 и навыки счета в пределах 10, умение ориентироваться на листке бумаги (справа, слева, посередине, вверху), закреплять знания детей о геометрических фигурах;
Развивающие: развивать память, воображение, связную речь; развивать мелкую моторику, ориентировку на плоскости.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, аккуратность.
Оборудование:
для воспитателя: карточки с яблоками, карточка с матрёшками, картинки машинки (9шт)
для детей: картинка с предметами вещей (на каждого ребёнка по 1шт), кружки (10шт) на каждого ребенка, квадраты (10шт) на каждого ребёнка, лист с двумя полосками на каждого ребенка, лист с геометрическими фигурами (на каждого ребёнка).
Ход занятия
Задание «Разминка ».
Воспитатель: сколько всего дней в неделе?
Дети: семь
Воспитатель: Какой день недели сегодня?
Дети: вторник
Воспитатель: какой день недели был вчера?
Дети: понедельник
Воспитатель: какой день недели будет завтра?
Дети: среда
Воспитатель: какой по счету день недели вторник (понедельник, среда)?
Дети: второй (первый, третий)
Воспитатель: сколько всего времен года?
Дети: четыре
Воспитатель: сколько месяцев у каждого времени года?
Дети: три
Воспитатель: какое время года сейчас?
Дети: зима
Воспитатель: молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте все сядем на свои места.
Воспитатель: На доске расположены яблоки (10штук). Давайте все вместе сосчитаем сколько яблок на доске.
Дети считают: 1,2 ,3, 4…
Воспитатель: до скольки мы с вами считали?
Дети: до 10.
Воспитатель: в каком направлении вы считали яблоки?
Дети: слева направо
Дети: верно, вы считали яблоки слева направо и узнали, что их сколько?(10). А если вы посчитаете справа налево, сколько будет яблок?
Воспитатель: Катя посчитай, пожалуйста, яблоки справа налево, изменилось ли количество?
Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Дети: можно считать в одну сторону и в другую
Воспитатель: верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счёта от этого не изменится
До сих пор мы считали предметы, располагая их в ряд. Скажите, а можно ли считать предметы, когда они не расположены в ряд?
Дети: наверное можно
Воспитатель: сейчас мы это узнаем. Посмотрите, матрёшки встали в круг, как будто водят хоровод. Саша сколько их?
Саша: 10 матрешек
Воспитатель: с какой матрёшки ты начал считать?
Саша отвечает
Воспитатель: Ребята, а можно ли было начать считать с другой матрёшки?
Дети: да, можно
Воспитатель по очереди вызывает ещё двоих считать матрешек, начиная счет каждый раз с другой игрушки. Выясняют, одинаковые ли получились числа в результате. Если дети ошибаются, устанавливают причину ошибок.
Воспитатель: оказывается, начать счет можно с любой матрёшки, ответ будет одинаковым. Сейчас вы это сами проверите. Но сначала…
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: возьмите карточки с рисунками предметов, которые лежат перед вами, несколько раз сосчитайте предметы, но начинайте счет каждый раз с другого предмета (считают по два раза)
Воспитатель: сколько предметов нарисовано у вас на карточке?
Дети: 10
Воспитатель: изменилось ли количество предметов, когда вы начали считать снизу?
Дети: нет
Воспитатель: а с верху
Дети: нет, тоже 10
Воспитатель: молодцы!
Воспеватель: сейчас на верхнюю полоску вашего листа в ряд положите столько же кружков, сколько на доске, но перед тем как положить, что мы сначала делам?
Дети: считаем (считают)
Воспитатель: сколько кружков положили на верхнюю полоску?
Дети: 9
Воспитатель: сколько квадратов надо положить на нижнюю полоску, чтобы их было на 1 больше, чем кружков?
Дети: 10 квадратов.
Воспитатель: правильно. Подскажите мне, каких фигур больше?
Дети: квадратов
Воспитатель: а какое число больше 9 или 10?
Дети: 10
Воспитатель: как сделать, чтобы фигур стало поровну?
Дети: убрать один квадрат или добавить один круг
Воспитатель: молодцы, правильно. А сейчас новое задание, возьмите лист с фигурами, какая фигура находится в середине (в центре) листа?
Дети: квадрат
Воспитатель: какая фигура находится в левом верхнем углу?
Дети: треугольник
Воспитатель: в правом нижнем углу?
Дети: круг
Воспитатель: молодцы. Справились с заданием!
Итог занятия. Молодцы дети, вы сегодня хорошо позанимались. А вам дети понравилось выполнять задания? Что больше всего понравилось?
Дети: кружки выкладывать, считать предметы, находить фигуры, матрёшек считать…