ННОД по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе
Конспект ННОД «Чудо-магнит»
Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;
Познакомить детей с некоторыми свойствами магнита, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Учить договариваться между собой;
Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, колонка со спокойной музыкой, презентация (на каждое задание), магниты, посылка, скрепки, железные машинки, картон, ручки или карандаши, альбомы.
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности;
необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих;
необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
ХОД ННО
Звучит музыка. Дети вместе с воспитателем заходят в муз.зал.
Встают полукругом.
Воспитатель говорит : Посмотрите, к нам сегодня пришли гости!
Давайте мы поприветствуем наших гостей.
Приветствие
Станем рядышком, друг к другу
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Дети стоят полукругом. Тихо звучит спокойная музыка.
Воспитатель говорит:— ребята, сегодня у нас будет не простое задание, а очень необычное…
Стук в дверь входит почтальон Печкин с посылкой в руках
Почтальон Печкин : Здравствуйте, вам посылка получите и распишитесь
Воспитатель: Здравствуйте! (принимает посылку, расписывается в ведомости)
Почтальон Печкин: До свидания (уходит)
Воспитатель : До свидания.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в ней
Посмотрите, в посылке письмо, давайте прочтем его: (воспитатель читает письмо) Слайд 1. Златик.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Я, сейчас нахожусь в экспедиции на горе Магнитная. Подготавливаю репортаж ко дню геолога. Хочу познакомить вас с одной из загадок природы. Это камень, который я нашёл у подножья горы Магнитная. Но, чтобы разгадать эту загадку природы, вами нужно отправиться в лабораторию. Высылаю вам подсказку- камень. Желаю удачи»
Ваш друг Златик.
Воспитатель: вот это задачку нам подкинул Златик. Воспитатель достаёт камень из посылки. Рассматривают. Спрашивает детей, что за камень прислал Златик (ответы детей) Правильно, это магнит. Слайд 2. Магнит. Ребята, а что такое магнит?
Ответы детей. Магнит — это кусок железа, который притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, чтобы изучить магнит, нам предстоит отправиться с вами в лабораторию, стать на некоторое время учёными. Что такое лаборатория? (Ответы детей.) Лаборатория — это место, где проводят опыты и находят ответы на многие вопросы. Слайд 3. Лаборатория. Кто такие учёные? (Дети отвечают).
Воспитатель: Да, учёные - это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д. А вы хотите стать учеными? (ответы детей)
Звучит музыка. Воспитатель: Ребята, в лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут вот эти картинки. Посмотрите на проектор. Слайд 4. Правила.
Называют правила.
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Воспитатель : теперь можем приступить к изучению загадочного магнита. ( Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки и подходят к первому столу, на котором лежат разные магниты).
Воспитатель: У вас на столах есть магниты (на каждого ребёнка по магниту). Возьмите магниты в руки и внимательно рассмотрите. Какие они на ощупь?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Опыт №1 «магнит притягивает»
Воспитатель: Магнит много хранит в себе секретов, и сейчас мы разгадаем первый секрет. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство?
Дети: Магнит притягивает к себе металл.
Воспитатель: Давайте проверим. У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
-Как мы это проверим? Ответ детей (с помощью магнита)
Воспитатель :Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Воспитатель: Приступим к выполнению задания! Расскажите, что вы делали? Что получилось?
Ответы детей полным предложением : Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему.
Воспитатель -А какие предметы магнит не притянул?
Ответы детей полным предложением (Магнит не притянул пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).
Воспитатель : Из чего сделаны эти предметы? А для того чтобы мы запомнили хорошо , давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-» (Подготовить таблицы и карандаши на каждого ребёнка).
Притягивается ли магнитом?
Резина -
Дерево -
Железо +
Пластмасса -
Бумага -
Ткань -
Дети ставят условные знаки.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ответы детей : магнит притягивает предметы, сделанные из железа. Воспитатель: Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Воспитатель вывешивает на мольберт картинку выполненного задания. Слайд 5. Магнит притягивает.
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
Воспитатель: но магнит не только притягивает, но и отталкивает. У магнита есть два полюса: северный и южный, одинаковые полюса отталкиваются, а разные притягиваются.
Понадобится: две машинки и два плоских магнита.
Магниты закрепляются так, что машинки притягиваются друг к другу. После магниты переставляются, чтобы машинки отталкивались.
Дети делают вывод: Магниты не только притягивают, но и отталкивают предметы.
Воспитатель : Молодцы, разгадали ещё одно свойство магнита. Продолжаем.
ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы узнали, что магнит притягивает, отталкивает, теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы через картон. Подходят к следующему столу. На столе лежит картон с нарисованной дорогой, возьмём машинку, попробуем управлять её с помощью магнита. На картоне нарисована трасса для машинок, на столе лежит маленькая металлическая машинка и магнит. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: — Магнит действует через картон.
Дети проводят опыт с картоном.
Дети отмечают, что действие магнита на машинку через картон не исчезает.
Воспитатель: Это 2 свойство магнита притягивать через препятствие. Воспитатель вывешивает на мольберт картинку выполненного задания. Слайд 6. Магнит действует через картон.
Воспитатель: Думаю, пришло время нам отдохнуть . Вставайте на разминку. Дети под музыку выходят за воспитателем . Слайд7. Разминка.
Физкультминутка «Начинается разминка».
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили. Наклоны в стороны.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать. Приседания.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. Одна рука – вверх, другая – вниз.
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем. Ходьба на месте.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. Дети садятся.
Под музыку подходят к следующему столу.
Воспитатель: вот мы и отдохнули, продолжим изучать свойства магнита.
ОПЫТ №4 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: На столе лежат 2 магнита: большой и маленький.
-Ребята, как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? Давайте проверим силу магнита с помощью скрепок? Поднесём с начало маленький магнит. На столе рассыпаны скрепки.
-Сколько скрепок он притянул (ответы детей)
-Берем большой магнит. Сколько скрепок он притянул? (ответы детей)
Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)
-Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.
Слайд 8. Магниты цепочка из скрепок
Заключительная часть
Итог образовательной деятельности
Воспитатель: Молодцы ребята. Где мы с вами были? С какими свойствами магнита мы познакомились? (Дети по очереди называют)
1.Магнит притягивает железные предметы.
2.Магнитные силы проходят через разные материалы.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие в лабораторию?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? Ответы детей
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магниты-держатели в уголке природы).
Воспитатель: А вы знаете, где используется магнит? (в наушниках, телефонной трубке, на банковской карте, магнитный замок, в строительстве для поднятия тяжелых грузов, в водопроводах фильтры, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной томографии, в компасе, магнитофоны, детские музыкальные игрушки, детская игра «Рыбалка»). Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».Слайд 9
Воспитатель: Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими учёными.
Воспитатель: Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки и магнит) Златику.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, если вы считаете, что вы справились с заданием, то поселите своего смайлика на верхнем этаже, а кто испытывал затруднение при выполнении задания, смайлики поселим этажом ниже.
Прикрепляют на магнитную доску.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, мне очень понравилось с вами проводить опыты. Спасибо. А чтобы наше путешествие запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник.
Воспитатель просит детей пройти в группу. Дети говорят до свидания, проходят в группу.