Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5889 Краткосрочный проект "Кафе для пернатых друзей"

Опубликовано 11.04.2020

Храпатая Любовь Алексеевна
МБДОУ «Детский сад №5»,

Омская область, г.Исилькуль
Воспитатель

Краткосрочный проект «Кафе для пернатых друзей»

 

 

Введение

 

Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна, воспитатель

Продолжительность:  краткосрочный (24.01.2020 - 07.02.2020)

Тип проекта:  информационно – творческий.

Вид проекта:  групповой

Участники проекта:   дети, родители, воспитатель.

 

Актуальность проекта:

Человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. С появлением устойчивого снежного покрова, во время бескормицы, много птиц погибает от голода.  Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края.  Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я, совместно с родителями, решила углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 

Постановка проблемы:

Недостаточно знаний о зимующих птицах нашего края, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 4 детей 3-4 птицы, а 2 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: Сформировать представление о многообразии зимующих птиц у детей. Расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.

Задачи проекта:

  • вызвать интерес к окружающему миру;
  • расширить  и закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края;
    • · сформировать бережное отношение к миру природы;
    • · воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
    • · познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
    • · сформировать умение различать птиц по внешнему виду;
    • · привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.

 

                                 Ожидаемый результат:

В результате реализации  проекта «Зимующие птицы нашего края» у детей расширятся  знания  о зимующих птицах Омской области. Дети научатся вести наблюдение за птицами, производить анализ увиденного, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению. Ребята совместно с родителями изготовят и примут участие в выставке кормушек.  Вместе с воспитателем  познакомятся  со стихами, художественными произведениями,  загадками о птицах, сделают из папье-маше пенек и зимующих птиц, и оформят выставку детских работ «Наши зимующие птицы».

 

             Этапы реализации проекта «Зимующие птицы нашего края»:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап (практический).
  3. Заключительный этап.

 

Реализация  проекта:

I этап: подготовительный этап:

  • Ø определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
  • Ø подбор необходимой методической литературы по теме;
  • Ø подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
  • Ø подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме;
  • Ø создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Ø разработка и накопление методических материалов по проблеме.

 

II этап: основной

Познавательное развитие:

1.НОД «Зимующие птицы нашего края»?

2. Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах нашего края»?

3.Беседа «Какие птицы с нами зимуют»?

4.Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются?»

5.Беседа «Для чего кормушке крыша?»

6.Дидактические игры:

  • Игра «Что за птица?»

Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

  • Игра «Счет птиц»

Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

  • Игра «Назови ласково»

 Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).

  • Игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

 

Художественно эстетическое развитие

  1. Рисование  - «Снегирь на ветки».

Цель: Активизировать мыслительные процессы. Формируем  передавать внешний вид зимующих птиц.

 

  1. Лепка – «Зимующие птицы»

Цель:  формируем умение детей  передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.

  1. Коллективная работа детей и воспитателя «Пенек» из папье-маше:

Цель: - формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Музыкальная деятельность

1.Слушание песни «Птички», муз. и сл.Т. Ломовой, «Воробей»,муз. и сл. А. Ветлина.

2. Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

3.Слушание записи с голосами птиц.

4. Игра «Скок, скок, угадай, чей голосок».

Цель: создание условий для развития музыкально-творческих

способностей детей дошкольного возраста средствами музыки. Развивать внимание, память, слуховое восприятие.

Речевое развитие.

  1. Чтение рассказов  и стихотворений: (И.Тургенева «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь»,  А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей»,Е.И. Чарушин «Воробей» ).

 Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».

Цель: расширить знание о зимующих птицах.

3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.

Цель: Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Цель: Настроить детей на восприятие произведения, подготовить внимание детей, пробудить интерес к стихотворению. Способствовать пониманию и запоминанию, обеспечить осознание композиционной последовательности стихотворного текста.

5. Отгадывание загадок

Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о зимующих птицах; формируем  детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

Физическое развитие:

1.Утренняя гимнастика.

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

2.Подвижные игры: «Вороны», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом).

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание, реакцию.

3.Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел».

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Исследовательская деятельность:

Наблюдение:

-за зимующими птицами

-за воробьями. Чтение С.Есенин «Поет зима - аукает»

-за голубями

-рассматривание птичьих следов.

Трудовая деятельность:

Подкармливание птиц, чистка кормушек. Предложить желающим взять на себя ответственность за чистку и наполнение кормушки, формируем  подбирать корм с учетом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснять, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда. Поощрять стремление заботиться о птицах.


Совместная работа с родителями:

Рекомендации для домашнего чтения:
- «Зимние гости» Ю. Никонова,
- «Берегите птиц» Т. Евдошенко,
- «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
- «Птичий год: зима» В. Бианки;
- Заучивание стихотворения:
«Снегири» Л. Татьяничева;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)
- Рекомендации в изготовлении кормушек и зимующих птиц.
- Конкурсы - «Мастерим кормушки для птиц»; «Зимующие птицы».

 

III этап: заключительный.

Результаты проекта:

1. По результатам диагностики было видно, что  знания детей о птицах расширились;

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

3. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы нашего края» у детей развивалась связная речь.

4. Дети научились правильно подкармливать птиц.

5. У всех детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

6. Повысился познавательный интерес у детей.

7. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

За время наблюдения к кормушкам прилетали:
Синицы – 10;

Снегири - 20
Воробьи – 18;
Вороны – 5;
Голуби – 5;
Сороки – 2.

В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
  Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби прилетают стайками, синицы по 3 - 4, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 6 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч.центр «Сфера» 2008г.

2.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М.-2007г.

3. Е.Г.Зверева, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.

4. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.

5.Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г.