Предлагаем ситуацию с проблемным содержанием, в которой герой поступает тем или иным образом.
Цель: Формировать понимание нравственных понятий.
Задачи:
-Учить бесконфликтному общению.
-Расширение общих представлений об общении.
-учить отражать в речи нравственные понятия.
-Воспитывать, развивать умение сочувствовать.
-Представлять последствия своего поступка.
-Развивать причинно-следственные связи.
-Развивать умение вступать в обсуждение.
Инсценировка:
Выходит Сова (С).
Я, Сова,-большая голова.
Живу в лесу, советы даю.
Ко мне идут, наказ получить,
Как лучше сделать , как поступить.
Я, Сова –я очень мудра.
Везде летаю, много умею и знаю,
Любой вопрос решу,
Уму- разуму научу!
Сегодня хочу вам поведать,
Какие ошибки нельзя в жизни делать,
Как общаться друг с другом,
Как относиться к себе и к людям.
Смотрите и запоминайте,
Мой опыт перенимайте!
Бежит Заяц, видит на дороге лежит охапка морковки.
Заяц(З)- Ой, морковка!
Эй, кто потерял морковку! (кричит)
Ничья! (слушает) Себе возьму находку!
Идет грызет морковку. Выходит Мышка.
З-Мышенок , смотри, что я нашел! (хвастается морковкой)
Хочешь поделюсь с тобой одной?
Мышонок (МЫ)-Конечно, хочу!
З- Но только щелчок я за это даю!
Лоб поскорей подставляй
И за морковку щелчок получай!
Заяц дает Мышонку щелчок, Мышонок трет лоб. Зайчик убегает. Заяц встречает бельчонка.
З-Бельчонок , смотри, что я нашел! (показывает морковку)
Хочешь, поделюсь с тобой одной!
Белка(Б)-Как орехи надоели!
Морковкой угости скорее! (просит)
З- Лоб поскорей подставляй
И за морковку щелчок получай!
Заяц щелкает бельчонка по лбу, и убегает. Сидит на пеньке рассматривает последнюю морковку.
З-Хороша морковка (смеется)
Даю щелчки я ловко! (смеется)
Баран(БА)-Зайчишка, слыхал я , что у тебя
Есть подарок для меня?
З-Вот! (показывает морковку)
Всего одна осталась1
БА-Всего одна? Какая жалость. (разворачивается , начинает уходить)
Заяц жалостливо смотрит на морковь.
З-Эй, Баран, не уходи!
За щелчок морковь бери1
БА- Хорошо, согласен я.
Только бей сильней меня!
Заяц бьет Барана в лоб, отбивает палец. Кричит и плачет , трясет больным пальцем.
С- Пожалуй на этой прерву я сюжет,
По-моему, рассказа правдивее нет.
А чему научила история вас
Об этом услышать хочу я сейчас.
Ход беседы:
-Кто главный герой этого сюжета? (Заяц)
-Как можно назвать его поступки? (Плохие, ужасные, безобразные, некрасивые, дурные, бесчестные…)
-Объясните, что в них плохого? (Ответы детей)
-Почему заплакали Бельчонок и Мышонок? ( Им было больно, обидно, неприятно, досадно…)
-Кто еще заплакал? Почему? (Ответы детей)
-Как вы считаете, баран виноват в том, что Зайчонок заплакал? (Ответы детей)
-Как вы думаете, что понял зайчик после встречи с бараном? (Ответы детей)
-Будет ли он так поступать еще? ( Нет)
-Как Зайчику нужно было поступить, когда он нашел морковку, когда встретил Белочку и Мышонка? (Поделиться, найти того кто потерял морковку, угостить, отдать морковку друзьям…)
-Как бы вы поступили? (Ответы детей).