Слепцова Елена Юрьевна
МАДОУ «ЦРР-ДС № 4 г. Благовещенска «Фантазия»
г. Благовещенск, Амурская область
воспитатель
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Удивительные пузыри» в средней группе
Цель: Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов.
- Подбирать необходимое оборудование
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедиа « Пузырик», таинственная коробочка, рисунки-схемы ( «Алгоритм умывания», «Правила работы с мылом», «Как получить пузыри»), пластмассовые ложки, емкости с водой, тарелки, салфетки, кусочки мыла, коктейльные трубочки.
Примерный ход проведения непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте:
«Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей). Пузырик прислал нам коробочку с видеописьмом: («В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик.») – дети смотрят на экран.
Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки). Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Но вначале надо проверить их готовность (самомассаж)
«Готовы ваши ушки — да, да, да. (трут ушки 3 раза)
Готовы ваши глазки - да, да, да (гладят глазки 3 раза)
Готовы ваши ручки - да, да, да. (растирают 3 раза)
Готовы ваши носики - да, да, да. (трут крылья носа 3 раза)
- Наши помощники готовы!
Воспитатель: Первый наш помощник – уши.
О чем они говорят? (предмет не издает звука).
Следующий помощник – глаза. –
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, большой).
Возьмите этот предмет в руки.
-Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).
-Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий).
Назовите, аромат чего он вам напоминает?
А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный)
Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете. Скажите, что это за предмет? (мыло). А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки). Давайте повторим как правильно мыть руки. Пузырик прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
(Алгоритм, изображенный на картинках: закатываем рукава, открываем кран, намочить руки, берем в руки мыло, смываем мыло, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как из мыла сделать пузырят –друзей Пузырика? (версии детей). Что надо помнить при работе с мылом? (карточки)
– нельзя брать мыло в рот,
- нельзя тереть глаза мыльными руками
- нужно обязательно смывать руки. Запомнили? (Выставляют карточки на мольберт)
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и положим мыло в свой домик. Как он называется? (мыльница).
Займите свои места возле столов.
- Посмотрите, что в емкостях? (вода).
- Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха).
- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
- Какое стало мыло? (скользкое).
- Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах).
Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
- Размылили мыло, а пузырьков нет!
Воспитатель: Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).
- Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена).
- Что произойдет, если до пузырей дотронуться? (лопнет).
- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).
Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику, какие мы дружные.
Физминутка: Игра «Пузырь»
- Мы делали пену – там много пузырей, а можно сделать один пузырь. (показывает)
- Какой он (болшой).
- С помощью каких предметов можно выдуть один пузырь? Рассмотрите предметы, которые у вас лежат на подносе. Выберите любой предмет и надуйте пузырь. (дети экспериментируют)
Возьмите свои тарелочки, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок и других предметов делают мыльные пузыри). На что они похожи?
- Как много пузырьков - друзей у Пузырика!
Воспитатель: Чтобы Пузырик не забыл, мы сейчас расскажем, как сделать пузыри. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).
«Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать».
Пузырик: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас всем! (мультимедиа)