Конспект занятия по познавательному развитию «Витамины и полезные продукты»
Тема: Витамины и полезные продукты.
Цель: формирование представлений детей о здоровом образе жизни.
Задачи: 1.Образовательные:
-дать представление детям о пользе витаминов и их значении для здоровья
человека;
-учить выбирать полезную для здоровья пищу;
2.Развивающие:
-формировать понятие «правильное питание»;
-закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека;
- развивать внимание, память, речевое общение.
3.Воспитательные:
-воспитывать у детей культуру питания, бережное отношение к здоровью.
Оборудование: демонстрационный материал: картинка с изображением игрового персонажа Стобеда, картинки с изображением витаминов и продуктов питания, картинки с изображением овощей, паровозик с вагонами;
Раздаточный материал: карточки-лабиринты, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, маски с изображением овощей; пазлы.
Ход занятия.
I.Вступительная часть.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Стобед. Он рассказывает нам разные истории, которые с ним происходят. Обратите внимание, сегодня Стобед какой-то грустный и бледный. Как вы думаете, что с ним случилось? (заболел). Давайте мы с вами поищем причину, почему заболел Стобед. (Воспитатель размещает на доске картинки, по которым дети рассказывают, чем он занимался: делал зарядку, гулял на свежем воздухе, умывался, ел.)
- Ребята, бледным Стобед может быть по разным причинам, одна из них может заключаться в неправильном питании. Давайте внимательно посмотрим, что он ел? (конфеты, мороженное, пирожное, торт, шоколад)
- Все понятно, причина известна. Давайте объясним Стобеду, что он делает неправильно? Поможем Стобеду?
II. Основная часть.
- Дети, скажите, может ли машина или самолет сдвинуться с места без топлива? (нет.)
- Так же и человек. Чтобы расти, бегать, работать, играть - необходима энергия, то есть сила. А вырабатывается энергия организмом из пищи. Пища нужна как строительный материал. Для того, чтобы быть здоровым, необходимо знать, как правильно питаться. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А Стобед ел только сладкое, он совсем не ел овощи, фрукты, зелень. А ведь именно в этих продуктах содержатся очень полезные для здоровья витамины.
- Ребята, скажите, какую пищу мы называем полезной?
- Правильно, полезная пища - в которой содержится большое количество витаминов.
- А как вы думаете, что такое витамины?
- Витамины – это волшебные крупицы здоровья в продуктах. Это такие вещества, которые необходимы нашему организму, они повышают работоспособность, сопротивляемость к различным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится бледным, слабым, грустным. А кто получает с пищей достаточное количество витаминов – реже болеет, имеет здоровые волосы, зубы, кожу.
- Ребята, как у каждого из нас есть имя, так же у витаминов есть свои названия. Принято витамины обозначать буквами латинского алфавита – А, В, С, D и т.д. (Воспитатель демонстрирует картинку, на которой буква А, а вокруг буквы продукты, в которых содержится этот витамин.)
- Ребята, посмотрите, так обозначают витамин А. (Хоровое закрепление: витамин А.)
- Назовите, в каких продуктах он содержится? (Перец, морковь, рыба, помидор, зелень.)
- А вот так, ребята, обозначают витамин В.(Хоровое закрепление: витамин В.)
- Назовите, в каких продуктах он содержится? ( Молоко, горох, мясо, ржаной хлеб, кукуруза.)
- А вот так обозначают витамин С. Давайте назовем продукты, в которых содержится витамин С (капуста, редис, лук, лимон, апельсин, ягоды.)
- А вот так обозначают витамин D.
- Вы слышали о таком витамине? Он содержится в рыбьем жире, икре, печени, яйцах, молочных продуктах. Главной особенностью витамина D является его связь с солнечным освещением. Витамин D в организме вырабатывается благодаря солнцу. Поэтому должны быть ежедневные прогулки.
- Ребята, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Каждый витамин за что-то отвечает в организме человека. Переверните карточки, которые лежат у вас на столах. Давайте посмотрим, за что отвечает витамин А? Поставим пальчик на витамин А, который находится в верхнем левом углу, и проведем прямо по дорожке. Куда привела дорожка? (к глазкам.)
- Витамин А, ребята, очень важен для зрения. Если принимать в пищу продукты, которые содержат этот витамин, глазки будут хорошо видеть, не будут болеть.
- А теперь давайте посмотрим, за что отвечает витамин В?
- Витамин В способствует хорошей работе сердца.
- А что отвечает витамин С? (Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, защищает от простуды.)
- Давайте посмотрим, за что отвечает витамин D? (он укрепляет мышцы, делает наши руки и ноги крепкими.)
Физкультминутка
Чтобы пальчики работали, (шевелят пальчиками)
Чтобы ручки дружно хлопали, (хлопают в ладоши)
Чтобы ножки резво топали, (топают ногами)
Чтобы ушки наши слышали, (потрогать ушки)
Чтобы глазки видели, (дотронуться до глаз)
Чтобы ротик не стеснялся
И красиво улыбался – (повернуться друг к дружке и улыбнуться)
Вот для этого, друзья,
Нам всегда нужна еда.
Дружно скажем: «Да-да-да!
Будем мы с едой дружить
И здоровьем дорожить!»
Игра «Пирамида здоровья».
- Ребята, давайте поиграем в игру «Пирамида здоровья» (Дети из частей собирают пирамиду.)
- Дети, в пище должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Больше всего организму требуется углеводов, поэтому они находятся в основании пирамиды. Следующие два ряда – овощи и фрукты, в них много витаминов и минералов. Жиров человеку надо меньше всего и необходимо себя ограничивать в сладком!
- Теперь мы знаем, какую пищу необходимо принимать.
- А сейчас, ребята, давайте мы с вами составим меню для Стобеда.
- Час обеда подошел,
Садится Стобед за стол.
Игра «Что едим сначала, что потом?»
- Сейчас мы поиграем в игру «Что едим сначала, что потом?», а поможет нам провести игру паровозик с вагончиками. (Воспитатель размещает на доске паровозик.)
- Паровозик везет обед, мы должны разместить вагоны с едой в правильной последовательности.
- Ребята, что мы едим сначала за обедом? (салат.)
- Правильно, значит, в первом вагончике будет салат.
- Что мы едим после салата? (суп.)
- Правильно, во втором вагончике будет суп. А что мы едим потом? (второе.)
- Молодцы, ребята, а что будет в последнем вагончике? (компот.)
- А сейчас мы приготовим обед. А какие овощи мы будем брать для приготовления обеда, узнаем, отгадав загадки:
- Красна девица сидит в темнице,
А коса ее на улице.
(морковь)
- Без окон и дверей
Полна горница людей.
(огурец)
- Над землей трава,
Под землей – алая голова.
(свекла)
- Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)
- Под землей птичка
Гнездо свила, снесла яички.
(картофель)
- Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(лук)
Театрализованная игра.
- А сейчас я вас всех превращаю в овощи. Возьмите каждый себе шапочку.
- Мы сейчас приготовим для Стобеда салат «Витаминный». Для салата нам нужен картофель. (Воспитатель указывает на ребенка, у которого маска с изображением картофеля.)
Ребенок: Я картофель молодой!
Съешь, порадуйся едой!
Воспитатель ставит на тарелку на первом вагончике картинку с изображением картофеля.
- Еще в салат надо положить морковку.
Ребенок: Я морковка, знаю точно:
Любят дети вкус мой сочный.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет!
- Еще в салат мы положим огурец.
Ребенок: Я – огурчик малосольный,
Съешьте – будете довольны!
И в рассольник, и в салат,
Огурчику каждый рад!
- Также для салата нам нужен горошек.
Ребенок: Для родителей и крошек
Предназначен я – горошек!
- Еще в салат мы нарежем зелень и заправим его подсолнечным маслом.
- Теперь салат готов и мы будем готовить для Стобеда свекольник. В свекольник положим мясо.
- Ребята, без чего не может быть свекольник? (без свеклы.)
Ребенок: Я – свеколка, просто диво,
Так румяна и красива!
Будешь свеколкой питаться,
Кровь вся будет очищаться!
- В суп также положим картофель, морковь, зелень, лук.
Ребенок: Уважают лук все люди –
Я приправа в каждом блюде.
Ведь я лук – от семи недуг!
- К супу мы положим кусочек ржаного хлеба и чеснок.
Ребенок: Я – чеснок, я всех полезней!
Исцеляю от болезней!
Содержу я витамины,
Я от гриппа и ангины,
От простуды, разной хвори,
Съешь меня – не будет боли!
- Суп готов, а на второе мы Стобеду приготовим овощные голубцы. Для этого нам необходима капуста.
Ребенок: Это я – капуста! Королева хруста!
Без меня не будет щей.
Борщ, салат и винегрет
Любят кушать на обед.
И при том учтите, дети,
Главный овощ я в диете!
- А еще мы положим морковь, лук и зелень. Овощные голубцы готовы. Еще приготовим для Стобеда компот. Компот сварим из свежих яблок, груш, слив, абрикосов.
- Теперь обед готов и мы приглашаем Стобеда к столу. Давайте напомним Стобеду правила, которых необходимо придерживаться при приеме пищи. Поиграем с вами в игру «Можно – нельзя». (Воспитатель раздает детям сигнальные карточки красного и зеленого цвета.)
- Ребята, я буду читать правила, а вы будьте внимательны. Если это необходимо делать – вы должны показать мне карточку зеленого цвета, а если это нельзя делать – показываете карточку красного цвета.
- Перед едой вымыть руки с мылом.
- Есть продукты в определенном порядке.
- Говорить с полным ртом.
- Хорошо пережевывать пищу.
- Сильно дуть на суп.
- Ковырять в зубах пальцами.
- Вытирать рот рукавом.
- Пользоваться салфеткой.
- Смеяться за столом.
- После еды прополоскать рот.
III.Заключительная часть. Итог.
- Ребята, кто к нам сегодня приходил на занятие?
- Почему он был грустный?
- Как мы помогли Стобеду?
- Ребята, Стобед благодарен вам за помощь. Он теперь знает, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной, какими продуктами необходимо питаться. Он дарит вам игру «Аскорбинка и ее друзья». (Воспитатель меняет картинку с изображением грустного Стобеда на веселого).
- Ребята, посмотрите, как теперь выглядит Стобед? У него радостное настроение, здоровый румянец на щечках. Он теперь будет питаться только полезной для здоровья пищей. На прощанье Стобед нам говорит такие слова:
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
- На этом занятие наше закончено, вы все молодцы.