Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8292 «РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»

Опубликовано 16.12.2023

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение детский сад № 48 «Капитошка» 

р п Чунский 

                                                                     Антонова Г Ф , Бондарь Н.А  

воспитатели

                                                                     первой квалификационной категории 

 

«РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В

  ОБРАЗОВАТЕЛЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ  ДОО» 

 

«Лучшее средство привить любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»                                                                                                                 

                                                                                                    

Шарль Монтескье.    Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к воспитанию наших детей.          

В дошкольном возрасте начинают своё становление такие чувства как «любовь к Родине ,преданность своему  Отечеству .ответственность и гордость    за свою Родину»                                                                                                     

А, в общем, все эти чувства можно объеденить  одним словом- патриотизм.          

  Для формирования чувства патриотизма , конечно, важно давать детям начальные знания о Родине ,базисные представления о нашей стране, народе, обычаях ,истории. культуре.  Но при этом, на наш взгляд, ещё важнее не забывать, что  сами  по себе знания являются только пищей  ума , а  патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только  «от сердца».                                      

 Именно поэтому дошкольный возраст , в силу непосредственности и   душевных и эмоциональных реакций, в силу ещё не  утраченной открытости души, наиболее важен для  формирования  патриотизма.                                              

У ребёнка складывается непротиворечивая, мировозренчески  обусловленная система.                                                                                                                                                           

  Для  общества  патриотическое  воспитание дошкольников- это фундамент как раз того  поликультурного пространства, создание которого предусматривается правительством.                                                                                   

Говоря о патриотизме, очень важно осознать его духовно- нравственную природу, так как вне общего  контекста  духовно-нравственного воспитания патриотизм  в лучшем  случае превратиться в профанацию, а в худшем –в национальное чванство ,агрессивность по отношению к чужим.                                                                                                              

           Сегодняшние дети-это будущее нашей страны. От  нас зависит, какими они вырастут ,будут ли гордиться страной ,в которой родились, заботиться о её процветании. А гордиться нам есть чем ,и  для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит ещё много потрудится.    

  Мы придерживаемся мнения, что  патриотическое воспитание-это процесс который должен пронизывать все слои становления и развития ребёнка.                        

Периоду дошкольного возраста свойственна открытость ,непосредственность и эмоциональность, и именно она поможет нам в развитии и становлении чувства патриотизма .Воспитывать патриотизм в ребёнке  невозможно без  приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности.                   

Работа с дошкольниками должна учитывать особенности детской психики: кратковременное  внимание ,интерес ко  всему яркому, высокая эмоциональная  вовлеченность.    На этом основано большинство методических разработок. которые мы  используем в работе.                                        

    В помощь педагогам в ДОУ  работает творческая группа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.                                                                                     

Первое представление  у ребёнка о Родине начинается с семьи: он любит папу, маму ,сестру, брата, бабушку, дедушку.                                                                      

Следующий объект после семьи-детский сад, друзья ,сотрудники.                                       

 Постепенно круг расширяется: улица ,где его дом; родной посёлок; наша страна Россия. столица Родины-город Москва.                                                                     

 Задача педагога –создание именно такой последовательности в представлении ребёнка об окружающем мире, чтобы  избежать  возможной путаницы в его сознании.                                                                                                     

           Инновации в образовании мы рассматриваем как  основной  инструментарий  решений  существующей  проблемы в образовании.   Так  инновационной формой  работы в нашем саду является посещение собственного мини- музея малой Родины, созданного руками педагогов. воспитанников и их родителей.   Их посещения становятся интерактивными, а значит   близкими и понятными каждому ребёнку.    Как правило ,подобные музеи воспитывают у детей любовь к  родному краю, интерес к  историческому прошлому нашего  народа .Дети узнают   ,кто является нашим  коренным народом. Откуда есть и пошла земля Чунская.                                                                                                         

   В русской избе  совместно с педагогами  дети могут совершить  увлекательное  путешествие не только в прошлое нашего народа .но и в  день сегодняшний. Сопоставить, сравнить события разного времени. Узнать как  жили русские люди? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?                        

  Чтобы помочь  донести  до сознания своих воспитанников ,что    они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях мы обратились к фольклору.      

Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа ,его опыт, духовный мир.                                            

          Углубляя работу в данном направлении по восстановлению связи времён мы определили приоритетное направление   в работе, через ознакомление   детей с традиционными и обрядовыми праздниками, как средством выражения национального характера.                                                                

 Непосредственно в НОД  с детьми проводятся циклы  познавательных занятий, тематические  беседы ,развлечения, помогающие воспитывать уважение к людям  военных профессий .гордость за своих пап, героическое прошлое нашей страны –защитников Отечества .                                                           

    Мы считаем нужным рассказывать детям о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки  совершали  их деды, прадеды и что  их предки напрямую причастны к истории страны.                                                 

           С этой целью на территории ДОУ открыта  стена  Памяти:     «Достойны памяти герои»  ,где  глядят с фотографий деды  и отцы –герои, солдаты далёкой войны. Все портреты-это не фото из архивов, это фотографии из семейных альбомов .портреты наших родственников ,чьим подвигом мы гордимся, чей подвиг мы помним. За каждой фотографией стоит отдельная судьба и личность. Стена  Памяти-это выражение  и благодарность тем , кто   защищал нашу Родину в годы ВОВ. Не  зря говорят: «Человек жив до тех пор ,пока  о нём помнят.» А народ  жив до тех пор ,пока жива его история и пока  народ готов рассказывать правду о своей истории. Дети  являются частыми гостями этого уголка . кто-то принесёт цветочек ,кто –то посидит на танке, а кто-то с мамой подойдет  и мама тихо смахнёт слезинку.                                                                                                                                 

 Учитывая  сложившуюся обстановку в мире,  в текущем учебном году  мы планируем открыть  стену « Герои нашего времени» , папам, мужьям участникам СВО ,чьи дети  посещают наш детский сад  .Мы можем по праву гордится мужеством и стойкостью земляков ставших на защиту интересов нашей Родины.  В   их поддержку    в саду прошла акция .в которой приняли участие все педагоги, дети и их родители.     

              Нельзя не отметить нашу работу с родителями так как  взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью совместной работы детского сада и семьи.  Строиться она на принципах сотрудничества. В основу этого союза положено единство стремлений и взглядов. Родители всегда готовы поддержать наши начинания ,направленные на удовлетворение и развитие интересов детей. Поэтому в решении ряда проблем педагог всегда может получить их нужный совет и помощь. Исходя из этого мы выбрали интерактивную форму  работы.    Основная суть которой- это действие ,рождающееся здесь и сейчас. Принимая непосредственное участие в жизни детей в ДОУ. Родители ощущают себя соавторами, то есть это уже часть жизни детей и взрослых, это уже сотворчество. Так  в ходе решения проблем мы организовали « мастерскую» на дому ,работа в  которой потребовала от родителей применения их творчества. Как результат :  руками  мам были  связаны шлемы танкистов; пошиты пилотки; береты ВДВ;  беретки и накидки пограничникам, для участия детей в районном детском мини- параде ,посвящённому Победе ВОВ.                                                                                               

Для ознакомления детей с военной техникой папы с мальчишками представили на выставку своё творчество.                                                                          

Для проведения ярмарки в ДОУ «Русский сувенир»  мамы проявили своё мастерство. пошили костюмы хохломы, гжели ,дымки ,русские народные костюмы для мальчиков, которые дети с гордостью одели на праздник.                         

 Таким образом ,видно, что работа   педагогов и родителей в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный характер сотрудничества .              

Считаем, что в настоящее время работа по патриотическому воспитанию актуальна и мы будем продолжать прививать   детям нравственно-патриотические чувства и любовь к Родине.                                                                                    

 Кто-то из мудрецов сказал однажды:  » Ребёнок не простой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».