Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8302 Мастер-класс «Технология проблемного обучения в ДОУ»

Опубликовано 22.12.2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа СП Красноармейское»

Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

 

Мастер-класс

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ


 

Губжокова Надежда Юрьевна,

воспитатель первой категории


 

 

2023 год

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.                                                                                                                         Педагогика должна дать направление этим случайностям»

В.Ф. Одоевский.

 

В соответствии с требованиями ФГОС усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий.

Технология проблемного обучения (далее ТПО) относится к одной из активных технологий обучения. Актуальность применения данной технологии в детском саду связана с основной целью современного образования – развитием творческой личности ребенка. Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества.

Проблемное обучение – такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Напомню, что само понятие проблема означает: «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И. Ожегова).  Знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.                        

 ТПО применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация,  предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. 

ТПО предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. 

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются: проблемный вопрос, задача и ситуация.

Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

 Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?  

 Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

- Кувшин наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

   Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. 

В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:                

  • неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
  • познавательная деятельность; 
  • творческие возможности
  • и достигнутый ребёнком уровень знаний.   

В ходе анализа проблемной ситуации выделяется определенная последовательность или алгоритм решения проблемной ситуации:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение гипотез, предположений; 
  • проверка решения;
  •  введение в систему знаний.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. В своей работе я пользуюсь технологической картой, в основу которой заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определена деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом этапе. 

 

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий

Создает проблемную ситуацию

Формулирует или помогает сформулировать проблему

Определяет целевую установку

Осознает создавшееся противоречие

«Присваивает» проблему

Участвует в формулировке проблемы

Осознает цель поиска.

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений

Мотивирует к поиску новых знаний или умений

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует)

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний

III

Выдвижение гипотез – предположений

Организует выдвижение предположений

Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование

Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их

Принимает программу поиска

Проводит поисковую деятельность

IV

Проверка решения

Проверяет результаты поиска

Помогает выбрать правильное решение

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания

Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий

Организует применение полученных знаний

Присваивает новые знания и умения

Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска

Применяет полученные знания

 

На I этапе - постановки проблемы – основная цель – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На II этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На III этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На IV этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности.

V этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. 

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.  Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

 Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).   

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).           

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск.

Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми. В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.   

При создании и решении проблемных ситуаций я применяю следующие методические приемы:

  • подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;
  • излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
  • определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставить проблемные задачи.   

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Нельзя забывать и     о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает Алексей Михайлович Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную           проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

В заключении, хочу отметить, что применяя в своей практике метод проблемных ситуации на основе технологии проблемного обучения у дошкольников возрастает интерес к элементарной поисковой деятельности; дети замечают и осознают противоречия в суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя. Всё перечисленное выше имеет немаловажную роль при подготовке дошкольников к школе.

В одной притче говорится: «Жил на свете мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? А сам думает: скажет живая – я ее умерщвлю, скажет          мертвая –  выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»». 

В наших руках, чтоб ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

 

Используемая литература:

1. Михеева Е.В “ Современные технологии обучения дошкольников”.

2. Селевко Г.К ‘’Современные образовательные технологии’’.

3. Интернет-ресурс: http:// podsnezhniksad.ukoz.com