Тип проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Предмет исследования: окружающий мир, художественное творчество, художественная литература.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели и учитель-логопед группы.
Актуальность темы. Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребёнок получает первые уроки культурного поведения в обществе. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Цель проекта: способствовать формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения, знакомить с правилами культурного поведения и речевого этикета.
Задачи:
- Учить детей употреблять различные формы этикетных выражений;
- Знакомить детей с правилами культурного поведения;
- Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения;
- Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.
Ожидаемые результаты:
- Употребление детьми различных форм этикетных выражений;
- Соблюдение правил вежливого, культурного поведения;
- Сформированность первичного навыка доброжелательного общения;
- Воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям.
Путь реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Изучение методической литературы по теме.
- Составление перспективного плана проектной деятельности.
- Создание атмосферы общей культуры в группе.
- Предварительные беседы с целью выявления уровня развития речевого этикета.
- Подготовка конспектов и планов НОД, консультации для родителей.
- Оформление информации для родителей.
- Подборка художественной литературы по теме.
- Подборка дидактических игр.
2 этап. Практический.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя».
Лэпбук «Наши эмоции».
Сюжетно-ролевые игры: «В детском саду», «В магазине», «А у нас гости», «День рождения», «Семья».
Познавательное развитие.
Беседы на темы: «Как и чем мы можно порадовать близких», «Волшебные слова – почему они волшебные», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация», «Правила поведения в детском саду», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Будь всегда вежливым», ситуация общения «Завтрак, обед, ужин».
Речевое развитие.
Словесные игры: «Вежливые слова», «Как поступают вежливые дети», «Ромашка», «Волшебный клубочек».
Составление рассказа из личного опыта «Наши добрые поступки».
Беседа по картинке «Правила поведения во время еды»
Чтение художественной литературы: «Правила поведения для воспитанных детей» и «Когда я ем» Л. Шалаевой, «Уроки вежливости» В. Степанова, «Урок вежливости» С. С. Маршака, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Добрые слова» Е. Благининой.
Художественно-эстетическое развитие.
Музыкальное развитие: слушание песен «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной».
Рисование по замыслу «Салфетки» (декор на шаблонах).
Аппликация обрывная «Сердечки» (для подарка).
Конструирование «Мебель для гостей».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Догони – вежливое слово говори», «Кто быстрее», игра с мячом «Я знаю пять вежливых слов».
Работа с родителями.
Консультация «Вежливость – это важно», папка-передвижка «Что такое этикет?», беседа «Наши добрые дела», чтение произведения В. Катаева «Цветик-семицветик» и просмотр мультфильма по этой сказке, повторение правил поведения за столом.
Результат: в процессе реализации данного проекта дети стали чаще употреблять различные формы этикетных выражений, соблюдать правила культурного, вежливого поведения, у детей продолжили формироваться навыки вежливого, доброжелательного общения, в большей степени сформировалось уважительное отношение к близким и окружающим людям.