Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8319 "Развиваем ребенка - играя"

Опубликовано 26.12.2023

МБДОУ ЦРР №42 г.о.Самара

 

Консультация для родителей

«Развиваем ребенка - играя»

 

Воспитатель: Шурова Наталья Владимировна

 

Консультация «Развиваем ребенка-играя»

           Родительская любовь направлена на то, чтобы сделать жизнь ребенка интересной и насыщенной, а также удовлетворить его потребность в разнообразии. Для того, чтобы порадовать детей, взрослые покупают для них игрушки и другие приятные мелочи. Важно, чтобы такой подарок был для ребенка открытием мира, возможностью общения с другими детьми. Понимание того, что игрушка - это главный друг ребенка, является залогом успешного воспитания, развития таких качеств как сострадание и доброта. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети ценили игрушки.
          Выбор детской игрушки - это непростое дело. Чтобы выбрать игрушку для ребенка, необходимо знать его возрастные и индивидуальные особенности, а также желания, связанные с конкретным жизненным опытом.
          Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к познанию и исследуют все вокруг.Эта экспериментальная деятельность проявляется в основном в манипулировании различными предметами. Малышам нужны яркие, издающие звуки, двигающиеся и тактильные игрушки. Игрушки служат посредниками в общении между детьми,взрослыми и членами семьи. Начиная с простых манипуляций с игрушкой,ребенок постепенно начинает выполнять игровую функцию.Они кормят куклу,сажают котенка в коляску или укачивают медвежонка.Очень эмоционально откликаются дети на игру с куклой Vivabo, которая, к сожалению, почти забыта в практике домашнего воспитания. Но сколько проблем могут решить эти куклы? Например, когда дети начинают ссориться, неожиданно появляется Петрушка, всегда светлоулыбающийся.Ее веселое стихотворное приветствие вызывает у детей улыбку. Петрушка хвалит детей, подчеркивает достоинства каждого из них и предлагает им поиграть вместе.

Эта драматическая пьеса позволяет родителям сблизиться со своими детьми и избежать слез и даже ссор. Дети считают эти игрушки живыми и очень эмоционально общаются с ними. Игрушки являются надежными обучающими пособиями. Отношение родителей к ней является примером отношения, которое они привили к окружающему миру, эмоционально понятному и ясно понятному ребенку. Дети часто бросают игрушки на пол, но родители не воспринимают это всерьез, а этот момент требует особого внимания. Нужно сказать ребенку, что игрушке больно и обидно, потому что ее бросили. «Ты тоже обижаешься, когда с тобой вдруг перестают играть и оставляют одного. Помилуй куклу!»
          Как мы все знаем, образование – это немаловажный вопрос. Неосторожное обращение с игрушками, даже случайное, не допускается. В противном случае ребенок перестанет верить в искренность слов родителей и, следовательно, не сделает эту просьбу привычкой своего поведения. Обратите внимание, что игрушки — живые друзья, и с ними нужно обращаться как с живыми людьми. Игрушечного кролика с пола за уши не поднимешь – «ведь больно». Если взрослый сможет увидеть в игрушке друга, она может стать настоящим помощником в регулировании поведения ребенка. Конечно, это важно и значимо, но если игрушка осуждает, то это еще важнее, потому что у ребенка складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Будучи товарищем по игре, он приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность и удовлетворяет его личные потребности.
          Зачастую игрушки эффективно указывают ребенку на его ошибки и недостатки. Например, ребенок завтракает. Рядом с тарелкой сидит игрушечный кот. На столе были крошки и пролился чай. Взрослый сказал: «Кошка с тобой завтракала.» Как она торопилась! Посмотрите, как вы его разрезаете. Пожалуйста, научите ее быть осторожной во время еды. В конце концов, разве такая грязь не уродлива? Что вы думаете? Ребенок согласился и сразу сказал: «Я вытру». «Он взял тряпку и вытерсо стола. Слова его не обидели. Более того, у ребенка теперь есть цель – хорошо и чисто питаться, не удовлетворять требования взрослых, а соответствовать им». Его любимая игрушка. Игрушку также можно использовать для восстановления контакта с детьми в конфликтных ситуациях.
          Например, ребенок разбрасывает игрушки по комнате и упорно отказывается их собирать. Взрослый может сказать, обращаясь к любимой игрушке ребенка: «Посмотрите, какой беспорядок у нас в комнате. Ведь эти игрушки обидятся на своих хозяев, и однажды они все сбегут из нашего дома». Он подумал немного и вдруг сказал: «Я сейчас все уберу». Жизнь ребенка невозможно отделить от игр. В нее гармонично вписываются все остальные виды деятельности, создавая предпосылки для формирования личности. С помощью игр можно эффективно влиять на разностороннее развитие детей.
          Большие возможности для разнообразных игр создает домашний спортивный комплекс, овладеть которым помогают детям родители. Нельзя забывать и об изобразительной деятельности малышей. Бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин должны использоваться ребенком под руководством взрослого. Все эти игрушки и атрибуты деятельности могут стать любимыми, если позаботиться о формировании интереса к ним.
          Чтобы проводить серьезную воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он помогает развивать такие качества детей, как аккуратность, самостоятельность, ответственность и эстетический вкус. Первой и самой важной обязанностью ребенка дома должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве. Проявление любви к игрушкам и забота о них – первые зачатки ценных качеств характера. Подарить ребенку игрушку – значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации «своего» творческого потенциала. Современные родители часто сталкиваются с таким вопросом: Как правильно выбрать игрушку для своего ребенка, когда они видят в магазине всевозможные игрушки? Как она должна выглядеть, чтобы он мог увлеченно с ней играть?
          И тут на помощь приходят советы педагогов-психологов. Они напоминают нам, родителям, что:

  1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.
  2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.
  3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.
  4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).
  5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.
  6. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.
  7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

          Но сколько раз приходится слышать от взрослых: «Господи, какие игры…».  Разве нам не нравится, как и как играют современные дети?  Ну, это то, о чем стоит подумать.  Но не их игры надо менять, эта игра — всего лишь отражение того содержания, которое наполняет их души.  Их жизнь должна измениться.... То, что мы видим в играх наших детей, — это отражение мира, который мы, взрослые, «подарили» им.Когда взрослый играет с ребенком, он непременно обращает на него внимание.. Когда взрослый играет то, что предложил ему ребенок, взрослый показывает ребенку, насколько он ему интересен, и насколько вы цените его способности, поскольку вы, зрелые и мудрые, следуете его плану игры и делаете то, что он просит.Когда взрослый играет с ребенком, то, безусловно, уделяет ему внимание. Когда взрослый играет в то, что ребенок ему предложил, взрослый показывает ребенку, как он ему интересен, и на сколько высоко он оценивает его способности, раз вы, такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит. Когда взрослый подражает ребенку, ребенок будет еще больше подражать взрослому.  Умение подражать и подражать – одна из важнейших частей умения читать, причем у одаренных детей эта способность развита особенно.. Кроме того, подражая игре ребенка, играя во что он хочет, взрослый узнает много нового о ребенке.  И это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет осознать (особенно отцам), что ребенок, несмотря на свой юный возраст, интереснее, чем казалось со стороны.. Тот факт, что дети сегодня играют не так, как мы, является одним из проявлений общей черты современного мира.
          Каждый день появляются новые технологии, игрушки и игры, новые формы поведения и места, где их можно использовать.  Представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, социальные роли и образ жизни сегодня очень разные и мощные.. Нужно не только видеть все эти вариации, но и всегда принимать решения.Игра готовит детей к жизни в хаотичном и сложном мире будущего.. Игра может помочь детям развить навыки, необходимые им для того, чтобы быть готовыми к решению проблем хаотического и сложного мира будущего.  Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ловить детали в его движении и взаимодействовать с ним.Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно, причем истоки их лежат в разных ценностных, культурных и смысловых плоскостях. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним.Есть мнение, что игра - вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, игра с родителями-вещь особо полезная.
          Необходимо уделять нашим детям внимание, участие, нам как партнеру по игре – если они этого захотят.  Принять приглашение на игру от ребенка – знак большого доверия.
          Надо часто думать, какими красками мы рисуем в детстве – ведь это полностью в наших руках.. В первые дни жизни малыш привыкает к новому миру, общаясь с мамой, слушая ее голос, ощущая ее нежные прикосновения.  Затем мама знакомит его с первыми игрушками: погремушками, подвесками, резиновыми кольцами и т. д.. Они привлекают малыша своим светом, что вызывает желание взять их в руки, потрясти, издать звуки.

          После полугода, когда малыш уже уверенно сидит, наступает время развивающих игрушек для детей.. Это все виды мячей; различные резиновые игрушки (зверюшки, куклы, сказочные персонажи с четко прорисованными деталями лица);  коробочки-стаканчики, которые можно помещать друг в друга, насыпать внутрь и снаружи их, например, песок или зерно;  пирамиды, кубики. Родителям необходимо содержать игрушки в чистоте, потому что... Ребенок в этом возрасте пробует все наизусть – это один из способов познания ребенком мира.От года до трех лет малыш, научившись ходить, получает большую самостоятельность, начинает проявлять интерес не только к детским играм и игрушкам, но и к предметам, которыми пользуются взрослые. Старайтесь не провоцировать лишний раз своего малыша на «подвиги», уберите от него подальше книги, документы, бьющуюся посуду, косметику и бытовую химию, острые и мелкие предметы. Подарите ему мягкую игрушку, которая станет ему другом,  вместе  с которой так приятно засыпать. В этот период малыша уже следует приучать к определенному порядку.Поставьте коробку, пусть это будет домик для игрушек, в который они должны возвращаться после игры, научите ребенка убирать их туда.

          Примерно к трем годам малыш начинает понимать назначение окружающих его предметов.  Детские игры и игрушки помогут ему лучше усвоить, что лопатка предназначена для того, чтобы ей копали, а стул нужен для того, чтобы сидеть. В этот период  роль игрушек в жизни ребенка возрастает, а значит необходимо грамотно их подбирать. 

          Это могут быть наборы игрушечной мебели и посуды, всевозможные конструкторы, пирамидки более сложных конструкций, матрешки и т.д. Куклы, машинки и игрушечные животные теперь нужны большого размера.

          С трехлетнего возраста обычно дети начинают осваивать и настольные развивающие игры.

          К четырем – пяти годам ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действа. В это время уже четко видно, что мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки – с куклами и кукольными принадлежностями. Но детские развивающие игрушки и игры, такие как мозаика, домино, лото и т.п. интересны всем.

          У шестилетних детишек проявляется стремление сделать что-то своими руками: слепить, склеить, сшить, поэтому родителям надо обеспечить малышей различным материалом для творчества.
          Родителям важно помнить, что какими бы хорошими ни были развивающие игрушки для их детей, их не должно быть слишком много. И еще немаловажный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень важна, но гораздо важнее внимание близких к ребенку. Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия.

          Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.