Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8322 Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Чтение былины "Добрыня и Змей"

Опубликовано 30.12.2023
Пономаренко Виктория Юрьевна
МБДОУ д/с №22 "Теремок" г. Новошахтинск Ростовской области
воспитатель
 

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

 Чтение былины «Добрыня и Змей»

 

Задачи:

  1. Образовательные:

       -  познакомить детей с былиной «Добрыня Никитич и Змей»

       - познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»

       - довести до детей мысль о том, что добро и зло всегда возвращаются

      2.   Развивающие:

- развивать внимание

- развивать умения

3.   Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России,

 

- уважение к русским воинам, желание им подражать.

 

Словарная работа: активизировать: былина, богатырь, горница, кафтан, палаты, лютый, дума.

Материал и оборудование:  книга со сказкой и иллюстрациями; репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды

 

    Ход занятия

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Присаживайтесь на свои места. Спину держим прямо.

- Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.

  - Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет?

- Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

- А какая наша Родина?  Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса.

-А как называлась наша Родина раньше?

 Я предлагаю вам отправиться  в те времена, когда нашу страну  называли Русь. На Русь совершалось много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!

Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

- У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.

А давным –давно все было по-другому.

 Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.

- Кто изображен на ней?

 

А кто такие богатыри?

Верно, богатыри – это люди сильные, стойкие, отважные, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти.

Каких  богатырей вы знаете?

- А как вы узнали, что на Руси было много богатырей?

- Молодцы! А что же такое былина?

- Правильно. Былина – это и сказка, и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. А кто создал эти удивительные истории?

- А кто рассказывал былины?

- Молодцы! Былины рассказывали нараспев (похоже на песню), играя на гуслях (древнерусском струнном музыкальном инструменте).

 Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одной былиной, которая называется «Добрыня и Змей», но сначала немного отдохнём.

Динамическая пауза.

Игра – упражнение «Богатыри».

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево поглядим (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Русь в обиду не дадим!

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

          Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

- Молодцы!

Чтение былины с объяснением непонятных слов по ходу чтения.

Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:

— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?

Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.

А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:

— Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!

Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:

— Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.

Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.

Приходит домой, а Киев-град печален стоит.

— Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.

Отвечают ему люди киевские:

— Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!

Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.

Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:

— Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.

Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.

— Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?

Отвечал ей Добрынюшка:

— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!

И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.

Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.

— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!

Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.

Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.

Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:

-Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Палаты княжеские – большое богатое помещение.

Лютый- злой.

Кафтан – верхняя одежда мужчин.

-Понравилась вам былина, ребята?

- С каким былинным героем мы познакомились сегодня?

- Какой подвиг  совершил Добрыня Никитич?

– Каким мы представляем Змея?

– Что помогло богатырю победить разбойника?

– Как относится народ к богатырю?

– Почему?

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.

- Ребята, давайте встанем за столы. А сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю?

- Скажите мне, что вы выбрали?

- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.

-Молодцы !

 

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-А что вам больше всего запомнилось?

И в заключение нашего занятия мы с вами проведём старинный хороводный обряд.

 Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему поклонялись. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы.

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Вот таков! Корень его
Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!