Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6275 Консультация на тему: «Дифференциальная диагностика моторной алалии»

Опубликовано 14.12.2020

 

Консультация на тему: «Дифференциальная диагностика моторной алалии»

 
Рябчун Елена Владимировна
МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонск
Учитель - логопед



           Моторная алалия – нарушение ЦНС органического характера, поэтому потребует комплексного подхода в лечении. Обязательны обследование врача с назначением лекарственных средств, работа логопеда с применением коррекционных методик и активное участие родителей. Потенциал саморазвития у моторных алаликов низкий, но он есть. Логопедическая работа ориентирована на восполнение пробелов в речевом и неречевом развитии и подготовку к обучению в школе.

 

 

                     Дифференциальная диагностика моторной алалии

 

               Перед тем, как приступить к коррекционной работе, нужно отграничить моторную алалию от других нарушений: сенсорной алалии, дизартрии, тугоухости, детской моторной афазии, ЗПР (задержка психического развития) и ЗРР (задержка речевого развития). Диагноз моторная алалия ставится неврологом не раньше четырехлетнего возраста, поскольку многие психические функции у детей, в том числе и речь, находятся в стадии формирования. Логопед оценивает звукопроизношение и просодическую сторону речи, чтобы вынести психолого-педагогическое заключение: ЗРР, ОНР (общее недоразвитие речи) I, II или III уровня. До 4 лет обычно ставят диагноз ЗРР, но некоторые признаки моторной алалии можно увидеть уже с младенчества.

 

                                     

 

               Среди детей с алалией часто встречаются «безречевые» или «неговорящие» дети. Чтобы правильно дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития, нужно на предварительном этапе обследования собрать сведения о ребенке от родителей, путем проведения опроса (анкетирования) по следующим вопросам:

        1. Сбор общего анамнеза: как протекала беременность, как проходили роды, вес и рост ребенка при рождении, вскармливание. Перенесенные заболевания до года и после года. (Так как алалия- связана с органическим поражением центральной нервной системы во вне утробном или раннем развитии ребенка (от 0 до 3 лет), а задержка речевого развития может быть связана с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью).

        2. В каком возрасте у ребенка начался лепет, звукоподражание, первые слова и фразы? Перенесенные заболевания до года и после года? Прерывалось ли речевое развитие ребенка? С какого возраста нарушение речи? Какова речевая среда? Речь в настоящее время? (При алалии имеется выраженная задержка начала становления речи. Критическим периодом считается достижение ребёнком трёхлетнего возраста, когда полное отсутствие речи с большой долей вероятности может указывать на наличие алалии. Отсутствие речи до достижения данного возраста интерпретируется не как алалия, а как задержка речевого развития (ЗРР).

      3. Заключение врачей окулиста, отоларинголога, невропатолога, психиатра.( Заключения нужны для исключения глухоты или тугоухости, а также для исключения других заболеваний, таких, как умственная отсталость, аутизм.).

      4. Когда стал ходить, сидеть, перенесенные заболевания до года и после года, как шло развитие ребенка (скачкообразно, постепенно) (При алалии нарушена программа речевой деятельности, не сформирована мотивация к пониманию речи, они не могут связно рассказывать, нарушена слоговая структура слов, структура связи, а дети с задержкой речевого развития имеют программу высказывания, у них сформирован мотив деятельности, нет речевого негативизма, нет структурных нарушений).

          После предоставления анамнестических сведений проводим дальнейшую диагностику ребенка в индивидуальном порядке в присутствии родителей. Обследуем ребенка 20-30 минут, используя наглядный материал, методические приемы, с помощью которых сохраняется интерес ребенка к обследованию. Результаты обследования необходимо разнести в речевую карту и проанализировать полученные пробы и обследования.

 

        1. Как ребенок реагирует на звуки речи, на звуки природы или другие не речевые звуки? (Ребенок с сенсорной алалией не слышит обращенную речь, как звук речи, он может реагировать только на общие звуки, не выделяя звуки речи, а явление «гиперакузии»- повышенной чувствительности к неречевым звукам у него наблюдается.)

       2. Повторяет ли он слова, обращенные к нему, есть ли у него понимание этих слов? (Для ребенка, страдающего сенсорной алалией характерна эхолалия- т.е. он может просто повторять слова, не понимая значения слов).

      3. Вступает ли он в контакт, трудно ли наладить с ним контакт ? (характерно неактивное речевое поведение для сенсорной алалии)

      4. Охарактеризуйте поведение ребенка- внимателен ли он, часто отвлекается, хорошо ли все запоминает? (У детей с сенсорной алалией часто наблюдается трудность включения и удержания внимания, повышенная отвлекаемость и истощаемость, неустойчивость слухового восприятия и памяти)

       5. Всегда ли ребенок понимает обращенную к нему инструкцию или только в определенном контексте? (Для детей сенсорных алаликов характерно понимание содержания высказывания только в определенном контексте, они затрудняются в понимании смысла слов при изменении форм и порядка слов)

       6. Замечали ли вы, что ребенок понимает то, что говорит ему мама, но не понимает других членов семьи? (Происходит из за колебания звукового внимания и восприятия у сенсорных алаликов- трудность включения и концентрация внимания).

      7. Характерно ли для ребенка двигательное беспокойство, трудности поведения? (Ребенок может быть хаотичен в деятельности, но может быть и ласковым и стеснительным).

 

            Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

           Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

              Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

            При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

         При коррекции различных форм алалии рекомендуется также раннее обучение детей грамоте, ведь письмо и чтение помогают лучше закрепить усвоенный материал и контролировать устную речь.

                                        Прогноз и профилактика алалии

          Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии — скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи. Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

        Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.