Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6929 Конспект НОД: «Белокурая берёза - родины моей»

Опубликовано 06.02.2022

Шелованова Оксана Владимировна

воспитатель

МБДОУ « Детский сад №19 д.Жилина»

Орловского муниципального округа Орловской области

Конспект НОД: «Белокурая  берёза-родины моей»

 

Конспект непосредственно образовательная деятельность

«Белокурая берёза – символ  Родины моей».

Цель:  Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней

Задачи:

образовательные:

-способствовать формированию  познавательного интереса к природе родного края;

- расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, целебных свойствах.

развивающие:

 - развивать творческие способности, речь, мышление, память;

воспитательные:

-вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: компьютер, спилы, чага, фломастеры, кувшин с водой, береста, письмо, лист ватмана, веточки , ,краски, бумага, картины

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

Дети входят в группу в центре которой на ватмане нарисован ствол дерева.

IВводная часть

Мотивация:

Педагог: Ребята что это? Что- то он мне напоминает, а вам?

Дети: Это может быть ствол дерева.

Педагог: Я тоже так подумала, но чего же не хватает?

Дети: Веток

Педагог: Посмотрите здесь какая-то записка

В лесу с берёзой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу, нагнала сильный ветер и поломала все ветки. И теперь берёза стоит совсем голая. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.  

Лесовичок

Педагог: Что же делать ребята?

Дети: Помочь берёзе

Педагог: А как мы ей поможем?

Дети: Выполнить задания злой колдуньи

II Основная часть

Целеполагание:

Будем выполнять задания, чтобы расколдовать берёзу.Вы готовы, ребята?

Педагог: Посмотрите, ребята вместо веток на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. Вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.

Педагог снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы.(ответы детей)

- Берёза - символ красоты русской природы. Любят в нашей стране берёзу, потому что таких деревьев нет больше нигде в мире.Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

-Значит она какая? (Ответы)

- А ещё какая? (Ответы)

- У берёзы необычная кора. Чем она необычная? (Ответы)

- Вы знаете, как они называются? (Ответы)

- Давайте все вместе повторим  это слово – чечевички.

- Через эти чечевички берёза дышит.

- О берёзе много сложено стихов, песен, художники писали картины, любуясь ими. Берёза одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.

- Сейчас прочитаем небольшой отрывок стихотворения, а вы скажете, в какое время года автор описал берёзу.

Чтение первого  отрывка стихотворения ребёнком.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С. Есенин)

(Ответы детей)

- А как вы узнали? (Ответы)

- Послушаем дальше.

Чтение второго отрывка стихотворения ребёнком.

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Жёлтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, опадают.

(А. Куласина)

(Ответы детей)

- А как вы узнали? (ответы детей)

- Какие молодцы. Все отгадали стихи.

За свою красоту береза стала символом России.

Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте  русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березы?

Дети: Да

Педагог и дети прикрепляют ветку к березе.

Педагог снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)

Второе задание : необходимо рассказать что такое береста.

Педагог: Посмотрите, это береста. Береста берёзы является хорошим материалом для поделок. Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)

Педагог: Возьмите её в руки. Какая она на ощупь? (Ответы детей). На тонкой бересте – писали первые письма. Называются они берестяные грамоты.(рассматривание альбома, предметы из бересты) Из бересты делали корзины, лукошки, в них собирали ягоды и грибы;  туеса, в них хранили масло и молоко, плели лапти. Делали деревянную посуду, ложки, игрушки, украшения. В давние времена не было ни свечек, ни ламп. Люди освещали дом лучинами. Это такая длинная щепка от полена, которую поджигали, и она долго горела и светила в доме. Березовая лучина горела ярче и дольше других. Берёзовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.

Проводится  опыт «У кого прочнее?»

Цель: определить свойства коры деревьев, погруженных в воду.

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками разных деревьев, мы опустим их в воду  и через некоторое время  посмотрим,  что произошло.

Дидактическая игра «Найди кору березы»

Цель: с завязанными глазами на ощупь найти кору березы.

Педагог: Ребята давайте вернемся, к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (ответы детей). Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Дети: Да.

Дети совместно с педагогом прикрепляют веточку.

Педагог снимает конверт с третьим заданием.

Педагог: Берёза является народным символом праздника. На праздник русской берёзы ветками украшали дома. Девушки из берёзы плели венки, водили хороводы, пели песни, играли в различные игры, завязывали на её ветвях ленты, загадывали желания.

Третье задание необходимо сделать хоровод

Физминутка «Берёза в белом сарафане»

Берёза в белом сарафане (шаги на месте)

Весною водит хоровод (руки на поясе)

Звенит листвою летом тихо (повороты в правую и левую сторону)

И птичек в гости всё зовёт (взмахи руками)

Зимой раскроет руки-ветки (руки в стороны)

Опустит ветки-пальцы вниз (сводят руки к центру вниз)

А осенью под ветром наклонится (покачивание рук)

Чтоб лучик на ветвях повис.

Педагог: Молодцы, ребята вот мы справились с вами с третьем заданием. Теперь мы можем прикрепить веточку для березки?

Педагог и дети прикрепляют веточку к березе.

Педагог снимает конверт с четвёртым заданием.

Четвёртое задание . Нужно рассказать о пользе березы.

Педагог вынимает из конверта картинки.

Педагог: Что вы видите?

Дети: Берёзовый веник, берёзовые почки, берёзовый гриб – чага.

Для чего это нужно человеку? (Ответы детей) Берёзовый веник при купании в бане изгоняет все болезни, даёт бодрость и силу. При простуде  пьют чай из берёзовых почек. Давайте понюхаем их. Чувствуете, как пахнет берёза. Берёзовый гриб – чага растёт на стволе. Этот гриб – лекарство от многих болезней. Весной собирали и собирают берёзовый сок. Очень вкусный и полезный сок. Из него раньше делали квас, варили кисель. Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Вы когда-нибудь пробовали берёзовый сок? А сейчас я вас хочу  угостить.

Угощение берёзовым соком.

Педагог: Итак, какими же целебными свойствами обладает берёза? (Ответы детей)

Педагог: Тогда мы прикрепляем ещё одну веточку для березы?

Педагог и дети прикрепляют веточку к березе.

Педагог снимает конверт с пятым заданием.

Вырастить дерево и определить сколько лет ему)

Дидактическая игра  «Вырасти  дерево»

Педагог: Необходимо сложить картинки последовательности прорастания  дерева. Дерево растет, и у него растут все его части.

Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки..

Дидактическая игра  «Определи  возраст березе» .

Педагог: Дерево растет, и у него растут все его части.  Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца.

Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах.

Педагог: Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (Ответы детей).Нужно сосчитать количество колец. Если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое.Ребята, вы запомнили, как нужно  определять, сколько лет дереву?

Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Педагог : Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

(дети самостоятельно определяют возраст березе)

Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? 

Дети: Да. Мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет

Педагог: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Педагог и дети прикрепляют веточку к березке.

Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней. На территории детского сада  посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они. действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Многие художники рисовали  на своих картинах красавицу берёзу.

Самостоятельная деятельность

Педагог: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, в которой мы с вами тоже превратимся в художников,и вы отобразите в своих рисунках то, что больше всего сегодня вам запомнилось.

III. Заключительная часть

Рефлексия: А теперь я предлагаю вам рассказать о своей картины.

Дети рассказывают (3-4 ребёнка), остальные могут рассказать на прогулке.

Педагог: Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым интересным? Какие лечебные свойства березы вы запомнили? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли расколдовать, березку она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.