Шелованова Оксана Владимировна
воспитатель
МБДОУ « Детский сад №19 д.Жилина»
Орловского муниципального округа Орловской области
Конспект НОД: «Белокурая берёза-родины моей»
Конспект непосредственно образовательная деятельность
«Белокурая берёза – символ Родины моей».
Цель: Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней
Задачи:
образовательные:
-способствовать формированию познавательного интереса к природе родного края;
- расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, целебных свойствах.
развивающие:
- развивать творческие способности, речь, мышление, память;
воспитательные:
-вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: компьютер, спилы, чага, фломастеры, кувшин с водой, береста, письмо, лист ватмана, веточки , ,краски, бумага, картины
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
Дети входят в группу в центре которой на ватмане нарисован ствол дерева.
IВводная часть
Мотивация:
Педагог: Ребята что это? Что- то он мне напоминает, а вам?
Дети: Это может быть ствол дерева.
Педагог: Я тоже так подумала, но чего же не хватает?
Дети: Веток
Педагог: Посмотрите здесь какая-то записка
В лесу с берёзой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу, нагнала сильный ветер и поломала все ветки. И теперь берёза стоит совсем голая. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
Лесовичок
Педагог: Что же делать ребята?
Дети: Помочь берёзе
Педагог: А как мы ей поможем?
Дети: Выполнить задания злой колдуньи
II Основная часть
Целеполагание:
Будем выполнять задания, чтобы расколдовать берёзу.Вы готовы, ребята?
Педагог: Посмотрите, ребята вместо веток на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. Вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Педагог снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы.(ответы детей)
- Берёза - символ красоты русской природы. Любят в нашей стране берёзу, потому что таких деревьев нет больше нигде в мире.Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
-Значит она какая? (Ответы)
- А ещё какая? (Ответы)
- У берёзы необычная кора. Чем она необычная? (Ответы)
- Вы знаете, как они называются? (Ответы)
- Давайте все вместе повторим это слово – чечевички.
- Через эти чечевички берёза дышит.
- О берёзе много сложено стихов, песен, художники писали картины, любуясь ими. Берёза одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
- Сейчас прочитаем небольшой отрывок стихотворения, а вы скажете, в какое время года автор описал берёзу.
Чтение первого отрывка стихотворения ребёнком.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
(Ответы детей)
- А как вы узнали? (Ответы)
- Послушаем дальше.
Чтение второго отрывка стихотворения ребёнком.
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, опадают.
(А. Куласина)
(Ответы детей)
- А как вы узнали? (ответы детей)
- Какие молодцы. Все отгадали стихи.
За свою красоту береза стала символом России.
Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березы?
Дети: Да
Педагог и дети прикрепляют ветку к березе.
Педагог снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)
Второе задание : необходимо рассказать что такое береста.
Педагог: Посмотрите, это береста. Береста берёзы является хорошим материалом для поделок. Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Педагог: Возьмите её в руки. Какая она на ощупь? (Ответы детей). На тонкой бересте – писали первые письма. Называются они берестяные грамоты.(рассматривание альбома, предметы из бересты) Из бересты делали корзины, лукошки, в них собирали ягоды и грибы; туеса, в них хранили масло и молоко, плели лапти. Делали деревянную посуду, ложки, игрушки, украшения. В давние времена не было ни свечек, ни ламп. Люди освещали дом лучинами. Это такая длинная щепка от полена, которую поджигали, и она долго горела и светила в доме. Березовая лучина горела ярче и дольше других. Берёзовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
Проводится опыт «У кого прочнее?»
Цель: определить свойства коры деревьев, погруженных в воду.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Дидактическая игра «Найди кору березы»
Цель: с завязанными глазами на ощупь найти кору березы.
Педагог: Ребята давайте вернемся, к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (ответы детей). Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Дети совместно с педагогом прикрепляют веточку.
Педагог снимает конверт с третьим заданием.
Педагог: Берёза является народным символом праздника. На праздник русской берёзы ветками украшали дома. Девушки из берёзы плели венки, водили хороводы, пели песни, играли в различные игры, завязывали на её ветвях ленты, загадывали желания.
Третье задание необходимо сделать хоровод
Физминутка «Берёза в белом сарафане»
Берёза в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит листвою летом тихо (повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости всё зовёт (взмахи руками)
Зимой раскроет руки-ветки (руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз (сводят руки к центру вниз)
А осенью под ветром наклонится (покачивание рук)
Чтоб лучик на ветвях повис.
Педагог: Молодцы, ребята вот мы справились с вами с третьем заданием. Теперь мы можем прикрепить веточку для березки?
Педагог и дети прикрепляют веточку к березе.
Педагог снимает конверт с четвёртым заданием.
Четвёртое задание . Нужно рассказать о пользе березы.
Педагог вынимает из конверта картинки.
Педагог: Что вы видите?
Дети: Берёзовый веник, берёзовые почки, берёзовый гриб – чага.
Для чего это нужно человеку? (Ответы детей) Берёзовый веник при купании в бане изгоняет все болезни, даёт бодрость и силу. При простуде пьют чай из берёзовых почек. Давайте понюхаем их. Чувствуете, как пахнет берёза. Берёзовый гриб – чага растёт на стволе. Этот гриб – лекарство от многих болезней. Весной собирали и собирают берёзовый сок. Очень вкусный и полезный сок. Из него раньше делали квас, варили кисель. Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Вы когда-нибудь пробовали берёзовый сок? А сейчас я вас хочу угостить.
Угощение берёзовым соком.
Педагог: Итак, какими же целебными свойствами обладает берёза? (Ответы детей)
Педагог: Тогда мы прикрепляем ещё одну веточку для березы?
Педагог и дети прикрепляют веточку к березе.
Педагог снимает конверт с пятым заданием.
Вырастить дерево и определить сколько лет ему)
Дидактическая игра «Вырасти дерево»
Педагог: Необходимо сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части.
Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки..
Дидактическая игра «Определи возраст березе» .
Педагог: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца.
Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах.
Педагог: Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (Ответы детей).Нужно сосчитать количество колец. Если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое.Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Педагог : Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.
(дети самостоятельно определяют возраст березе)
Педагог: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?
Дети: Да. Мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет
Педагог: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Педагог и дети прикрепляют веточку к березке.
Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней. На территории детского сада посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они. действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Многие художники рисовали на своих картинах красавицу берёзу.
Самостоятельная деятельность
Педагог: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, в которой мы с вами тоже превратимся в художников,и вы отобразите в своих рисунках то, что больше всего сегодня вам запомнилось.
III. Заключительная часть
Рефлексия: А теперь я предлагаю вам рассказать о своей картины.
Дети рассказывают (3-4 ребёнка), остальные могут рассказать на прогулке.
Педагог: Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым интересным? Какие лечебные свойства березы вы запомнили? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли расколдовать, березку она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.