Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8036 «Нейропсихологические игры - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Опубликовано 27.07.2023
Прокудина Татьяна Яковлевна 
МКДОУ №356 г.Новосибирск

 

Нейропсихологические игры - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

СКАЧАТЬ (с фото)

 

В последнее время каждый воспитатель может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических игр.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Нейропсихологические игры – это гимнастика для мозга. Они помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий,  помогают сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Нейропсихологические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:

- улучшает функции долгосрочной памяти;

- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

- повышает физическую и умственную работоспособность;

-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Преимущества использования нейроигр:

-игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

-активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

 

В своей работе я используую нейропсихологические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми старшей группы. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение, дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

1."Кулак – ребро – ладонь"

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

2. «Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

3. «Веселые пальчики».

Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

 

4. «Узнай букву на ощупь».

В контейнер с пшеном складываются вырезанные буквы, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную букву.

5. «Умные дорожки».

Ребенку предлагается двумя руками провести по волнистым линиям. Работают две руки и два полушария.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволило добиться положительных результатов:

- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.

– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

Таким образом, использование нейропсихологических игр педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.