Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6569 Современный детский сад: взаимодействие детского сада и семьи в рамках работы отряда юных волонтёров «Добрыня»

Опубликовано 08.06.2021

Е.Н. Келембет,

воспитатель МБДОУ № 2

«Центр развития ребёнка «Солнышко», г. Мирный

 

Современный детский сад: взаимодействие детского сада и семьи

в рамках работы отряда юных волонтёров «Добрыня»

 

Спеши, мой друг, Добро творить,

С Добром намного лучше жить.

 

Такой девиз выбрала для себя группа «Незабудки» МБДОУ № 2 «Солнышко». Ведь именно воспитание «Добра» во всём его многообразии мы считаем главной задачей в формировании личностных качеств дошкольников. Казалось бы, что тут сложного, ведь это, пожалуй, самое понятное и простое качество, которое сопровождает каждого человека на протяжении всей жизни. Разделение на «добрый» и «злой» часто можно услышать именно от детей. Однако практика показывает, что не во всех ситуациях дошкольники могут дать правильную оценку тем или иным действиям и поступкам, кроме того они  часто испытывают затруднения, связанные с самооценкой и самоконтролем.

И если вышеизложенное связано в большей мере с возрастными особенностями дошкольников, то отдельной проблемой встаёт негативное влияние внешних факторов на формирование личности ребёнка (средства массовой информации, пропагандирующие насилие и безнравственность; некачественная книжная продукция, в которой трудно уловить мораль, а значит и дать правильную оценку героям и их поступкам; ну и конечно, множество «вредных» игрушек, которые не только не могут принести пользу, но напротив вовлекают ребёнка в жестокий и порочный мир). Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития. От того, кто и что окружает ребёнка, в конечном итоге сформирует его как личность. Задача педагогов при тесном взаимодействии с родителями наполнить детские души лучшими человеческими качествами: ответственности, милосердия, сострадания, дружелюбия, честности, трудолюбия, самостоятельности.

Таким образом, понимая всю серьёзность заявленной темы, было принято решение на базе группы «Незабудки» создать отряд волонтёрского движения, где в полной мере будут реализовываться поставленные задачи по духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Так в нашей группе появился отряд юных волонтёров «Добрыня».

Отряд юных волонтёров «Добрыня» (ЮВД) - это добровольное объединение воспитанников старшего дошкольного возраста, осуществляющих добровольческую безвозмездную помощь всем нуждающимся и пропагандирующих её среди сверстников, под руководством руководителей отряда (воспитатели), с участием взрослых. Членами отряда являются все воспитанники группы в количестве 24 человека. Руководители отряда – воспитатели группы. У отряда есть песня, девиз и атрибутика (значок, галстук).

Девиз отряда: «Спеши, мой друг, Добро творить, с Добром намного лучше жить».

Главная цель работы отряда ЮВД – создание условий для проявления воспитанниками нравственных качеств (доброты, отзывчивости), потребности совершать добрые дела, помогать и быть полезными через работу отряда юных волонтёров «Добрыня».

Задачи:

-      дать детям представление о волонтёрской деятельности, о том, кому (чему) и каким образом они сами могут помочь;

-      сформировать чёткое представление о том, какими качествами должен обладать добрый человек, что лучшая награда за доброе дело – это радость и польза, которую ты доставил себе и другим;

-      практически вовлекать детей и родителей в различные виды добровольческих акций;

-      развивать самоанализ и самоконтроль своих собственных поступков;

-      воспитывать нравственные качества.

Приступая к работе, мы познакомились с нормативными документами, изучили опыт волонтерства различных дошкольных организаций, систематизировали знания по данной теме и разработали перспективный план работы отряда юных волонтёров «Добрыня» с различными мероприятиями, где дети не только «теоретически», но и «практически» могут научиться проявлять социально - нравственные позиции, связанные с различными сторонами общественной жизни человека. Деятельность отряда «Добрыня» предполагает несколько этапов, которые включают как предварительную работу, так и собственно работу отряда.

Первый этап – включает в себя выявление проблемы (наблюдение, беседы, тесты, создание и решение проблемных ситуаций). С дошкольниками были проведены тесты: «За что я люблю маму», «Самое главное качество человека», «Добрый и злой сказочный герой»; беседы: «Кого можно назвать добрым человеком», «Что такое доброта», создавались различные проблемные ситуации. Подводя итоги, было отмечено, что многие дети испытывают затруднения, связанные с этой темой.

Второй этап – практическая часть работы, направленная на формирование духовно – нравственных качеств ребёнка (беседы «Добрые дела», «Кто такие волонтёры?», «Как мы можем порадовать других?», «Кому мы можем помочь?», чтение художественной литературы, тренинги «Доброе словечко», «Как можно пожалеть?», проигрывание и обсуждение проблемных ситуаций «Просто так», «Чем я могу помочь?», игровая и театрализованная деятельность «Что такое доброта?», просмотр сказок, конкурс чтецов «Стихи о мире и добре», вовлечение в волонтёрскую деятельность).

Кроме того в этой части большое внимание отводится работе с родителями, так как именно семья своим примером в большей степени формирует сознание и личностные качества ребёнка. Сотрудничая с родителями, были проведены различные мероприятия: семейная гостиная «Во что играют наши дети», где родителям были предложены различные игрушки, как «полезные», так и «вредные». Взрослые на время смогли погрузиться в мир детства, и изнутри понять чему может научить та или иная игрушка. Аналогично прошла консультация на тему «Мир сказок», где на основе анкетирования и беседы выяснилось, что родители не слишком серьёзно относятся к подбору детской литературы, но, даже выбирая правильное произведение (доступное по возрасту, особенностями  гендерной принадлежности, с чёткой моральной линией) они часто забывают или не считают нужным обсудить его с ребёнком. Мастерская «Цветок радости», позволила родителям вместе с детьми проявить внимательное отношение к старшему поколению в День пожилого человека. Вовлекая родителей в волонтёрскую деятельность, нам удалось неоднократно принять участие в жизни детей Плесецкого реабилитационного центра, организовать продовольственную помощь бездомным животным из приюта, и многое другое. Подводя итоги второго этапа можно отметить, что приобретая теоретические знания, у детей по-прежнему вызывало затруднение проявить их на практике.

Третий этап – переход к работе отряда юных волонтёров «Добрыня» - участие в добровольческих акциях различной направленности:

-      ориентированных на помощь другим людям («На весёлый юбилей приглашаем мы друзей», «Рождественское чудо» - воспитание отзывчивости и сострадания к детям Плесецкого реабилитационного центра, оставшимся без родителей и желание доставить им радость от общения и подарков; «Доброту мы преумножим, нашим малышам поможем» - воспитание заботливого отношения к детям из младших групп через общение и групп, помощь в режимных моментах; «Чудеса под Новый год» - воспитание милосердия и отзывчивости к детям-инвалидам Мирнинской общественной организации «Радуга» и изготовление для них новогодней подарков; «Делимся Пасхальной радостью» - воспитание чуткости к одиноким людям, желание доставить им радость от продуктового набора и Пасхальных открыток; «Посылка ветерану - воспитание уважительного отношения и огромной благодарности к Ветеранам ВОВ, адресное поздравление и вручение подарков и цветов);

-      экологической направленности («В каждой кормушке будет корм для пичужки» - подкормка птиц; «Только от жизни собачей - собака бывает кусачей» - сбор корма для бездомных животных приюта; «Ёлочка живи» - сохранение дерева от вырубки в пользу искусственной ели; «Дерево живи» - сбор макулатуры, «Ну-ка, ёлка вырастай, парк скорее украшай» - экологический десант);

-      посвящённые праздничным дням, памятным датам и иным праздничным событиям («День воспитателя» - воспитание внимательного и благодарного отношения ко всем сотрудникам ДОО; «Подари цветок» - воспитание уважительного отношения к пожилым людям, «Для любимой мамочки сделаем подарочки» - воспитание заботы о самом близком человеке, поздравительный концерт и вручение подарков; «День доброты: спешите делать добро» - воспитание доброжелательного отношения к незнакомым людям, изготовление и вручение радостных смайликов прохожим на улице; «Мирись, мирись, мирись – друг другу улыбнись» - воспитание дружелюбного отношения к сверстникам, изготовление «мирилок»).

Четвёртый этап – подведение итогов о проделанной работе (оценка, самоконтроль и самооценка, проявление различных нравственных качеств в различных ситуациях).

Подводя итоги за первого учебного года работы отряда юных волонтёров «Добрыня» хочется отметить, что дети стали более отзывчивы к сверстникам и взрослым, они охотно приходят на помощь друг к другу, умеют как сопереживать, так и радоваться за успехи другого. Они сами проявляют инициативу в желании помочь чему-либо или кому-либо, научились видеть, чем и как они конкретно могут помочь.

Но главное, как бы не парадоксально это звучало, с помощью отрядного движения хочется научить детей быть добрыми не разово от акции к акции, а по зову сердца с детства и на всю жизнь.

 

Список информационных источников

 

  1. Волонтерское движение в детском саду // Детский сад теория и практика. Под ред. С. Максимовой. – М., 2018. № 1-2 – 114 с.
  2. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста // Детский сад теория и практика. Под ред. С. Максимовой. – М., 2018. № 1-2 – 114 с.
  3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2015.
  4. Деркунская, В.А. Педагогическая поддержка социализации современных дошкольников: от диагностики к технологии // Дошкольная педагогика. 2016. № 7. С. 9-11.
  5. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: Метод. Пос. / В.А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.А. Воронина; Под ред. В.А. Деркунской. М.: Центр педагогического образования, 2018 – 240 с.