Санюкина Елена Сергеевна
Конспект НОД «Ядовитые растения»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Тема: Ядовитые растения
Цель: дать представление об ядовитых растениях.
Задачи:
- Учить выделять ядовитые растения из других растений, познакомить с ними поближе.
- Развивать умение обобщать и систематизировать знания об ядовитых растениях.
- Знакомить со способами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
- Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистемы.
Активизация словаря: экспедиция, волчье лыко, вороний глаз, лютик, болиголов, белладонна ,белена чёрная, дурман, ядовитые растения.
Оборудование : аудиокассета «голоса природы» , картина леса, луга, загадками, иллюстрации растений: ландыш, крушина ( волчья ягода), вороний глаз, лютик, болиголов, белладонна, белена чёрная, дурман, журнал «Мир растений», посылка, карточки с заданиями, знаки для памятки безопасности.
Предварительная работа: беседа про лекарственные растения.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. И поприветствуем друг друга:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе,
«Доброе утро!» всем нашим гостям,
«Доброе утро!» конечно всем нам.
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Сегодня утром нам пришла посылка из научного института , где изучают мир растений. Его научные сотрудники прислали вам задания. А в выполнение задания нам поможет журнал «Мир растений».
(листается журнал, вспоминают лекарственные растения и их лекарственные свойства. Доходят до чистых листов)
Воспитатель: Чистые листы нам самим придётся потрудится и заполнить. Для этого мы отправимся в экспедицию(поход, прогулка). А куда отгадайте:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Земли они творенья,
Зовём мы их .... (растения).
Воспитатель: Чтобы попасть в лес нужно...
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться,
чтоб в лесу очутиться.
Воспитатель: Посмотрите где мы с вами оказались? (лесу)
Воспитатель: Что же нам здесь нужно найти? Я вижу лес приготовил подсказки.
1. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы вряд,
Цветы душистые висят.
( Ландыш)
Воспитатель: С одной кистью белых, душистых колокольчатых цветов.
Плоды – оранжевые ягоды – очень ядовитые. Можно ими отравиться. При отравление появляется тошнота, рвота. Общая слабость сменяется полуобмороком. Смерть наступает от нарушения деятельности сердца. Давайте найдем ландыш у нас в лесу.
(Находят ландыш и помещают его в журнал.)
Воспитатель: Какое это растение? (ядовитое) Какой знак прикрепим на страницу?(опасности)
2.Слушайте следующую загадку.
Ягоды бешеные На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
(Волчья ягода – волчье лыко-крушина)
Воспитатель: Кустарник, листья тонкие. Цветки мелкие, розовые, сидят вплотную на стволиках, пахучие. Плоды – ярко-красные ядовитые ягоды. При отравление у пострадавшего возникает жжение во рту, ему становится трудно глотать, рвота, головокружение, общая слабость. Сок растения очень ядовит, оказывает сильное раздражающее действие на кожу, особенно опасен при попадании в глаза и рот. Давайте найдём это растение в лесу.
Дети среди растений леса находят волчьи ягоды и помещают в журнал).
Воспитатель: Какое это растение? (ядовитое) Какой знак прикрепим на страницу?(опасности)
3.Слушайте следующую загадку леса .
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи - ягода
Да сильный яд во мне.
( вороний глаз)
Воспитатель: Листья большие, расположенные крест-накрест. Всего 4 листа. Затем блестящая синевато-чёрная ягода, окруженная длинными позеленевшими листочками и тычинками.
Ядовиты все части растения, особенно опасны плоды. При отравление - головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, сильно расширенные зрачки.
Давайте найдём эту странную ягоду, похожую на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?
( бусину, пуговку, на глаз птицы).
(Дети среди растений леса находят волчьи ягоды и помещают в журнал).
Воспитатель: Какое это растение? (ядовитое) Какой знак прикрепим на страницу?(опасности)
Воспитатель: Загадки леса закончились. Продолжаем наше путешествие. На луг.
Физкультминутка:
Вместе по лесу идем.
Не спешим.
Не отстаем.
Вот выходим мы на луг.. (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!.... ( протягиваем руки в стороны)
Воспитатель: Что у нас растёт на лугу?
Ребёнок 1:
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ - как ёлка.
Все вместе: А ещё?
Ребёнок 2.
Подорожник, васильки,
Граммофончики - вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель: Какое же растение нам нужно найти на лугу? Я вижу нам подготовил луг подсказки.
Дети собирают из частей целые картинки.
(работа группами)
Дети показывают получившиеся картинки:
1.Белена чёрная.
Ребёнок: У тропы стоит неряха
На ней липкая рубаха, на плече кувшин узорный
До краёв с отравой чёрной.
Воспитатель: Белена – ядовитое растение, имеющее не очень приятный, дурманящий аромат. Сверху оно все покрыто клейкими волосками. Цветок белены кремового цвета с фиолетовыми прожилками. Признаками отравления беленой являются: расширенные зрачки, покраснение кожи лица, головокружение.
(Дети среди растений леса находят белену чёрную и помещают в журнал).
Воспитатель: Какое это растение? (ядовитое) Какой знак прикрепим на страницу?(опасности)
2.Болиголов.
Ребёнок: Вышли дети на поляну,
Там высокий рос укроп
Ты не тронь его руками-
Это страшный болиголов.
Воспитатель: Его листья напоминают морковные, а цветы похожи на цветы петрушки. При растирании плодов растения появляется неприятный мышиный запах, способный вызывать сильную головную боль. Растение чрезвычайно ядовито. В случаях легкого отравления наступает расстройство желудка, жжение в горле и во рту, тошнота, слюнотечение, рвота. При соприкосновении с кожей сок болиголова вызывает дерматит.
(Дети среди растений леса находят болиголов и помещают в журнал).
Воспитатель: Какое это растение? (ядовитое) Какой знак прикрепим на страницу?(опасности)