Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6017 "Обучение детей 6-7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования"

Опубликовано 08.06.2020

МБДОУ "Сусловский детский сад комбинированного вида "Ёлочка",

Кемеровская область,
Мариинский район, село Суслово

 

Синченко Татьяна Николаевна

Обучение детей 6–7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПЫТАМ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

Цель: повышение педагогической компетенции в организации и обучении детей опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Расширить представления педагогов об особенностях организации и обучения исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;

- Закрепить знания педагогов о содержании центра экспериментирования, правилах работы в нем;

- Познакомить педагогов с усовершенствованной системой организации опытно - экспериментальной деятельности посредством разработанных схем- алгоритмов и перспективного плана работы.

При проведении опытов необходимо опираться на алгоритм: постановка проблемы поиск путей решения проверка гипотез, предположений обсуждение увиденных полученных результатов формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми, следует соблюдать следующие принципы:

- научности;

- целостности;

- систематичности и последовательности;

- индивидуально-личностной ориентации воспитания;

- доступности;

- активного обучения;

- креативности;

- результативности.

Реализовать выше перечисленные принципы при организации опытно-экспериментальной деятельности невозможно без использования педагогических методов и приемов таких как:

- метод наблюдения;

- игровой метод;

- элементарный опыт;

- словесный метод;

- рассуждение детей.

Содержание опытно-экспериментальной работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

- специально организованная образовательная деятельность (НОД);

- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстниками;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

ПРИМЕРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

1. Приборы - помощники: микроскоп, увеличительные стекла (лупа, бинокли, компасы, термометры, песочные часы, линейки, разнообразные магниты.

2. Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, семена, листья.

3. Бросовый материал: кусочки, меха, кожи, лоскутки ткани, перья, пластмассовые и металлические предметы, проволока, пробки.

4. Сосуды: пластиковые стаканы разной формы и величины, бутылки, другие емкости, сито, воронки, лейки, трубочки для коктейля, мензурки, колбы.

5. Технические материалы: гайки, болты, винты.

6. Разные виды бумаги: обычная тетрадная и альбомная, салфетки, газетная,

калька, вощеная.

7. Медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, пипетки, ватные диски, марля, бинт, мерные ложки, резиновые груши.

8. Вещества: сахар, соль, марганцовка, пищевые красители, мука.

9. Дополнительное оборудование и материалы: детские халаты, клеенчатые передники, полотенца, шапочки или косынки, схемы – алгоритмы, журнал исследований или тетрадь для фиксации опытов, рабочие листы.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

«Воздух - невидимый мир»

№1 «Воздух в ловушке…»

Цель: дать представление детям о том, что воздух имеет объем.

Материал: прозрачные полиэтиленовые пакеты.

Ход: раздать детям прозрачные пакеты различной величины. Взмахнув пакетом захватить необходимый объем воздуха, закрепить пакет внизу,соединив края- продемонстрировать друг другу получившийся объем.

Вывод: не видимый воздух имеет объем.

№2 «Отправляем воздух в сказочный полет»

Цель: с помощью мыльных пузырей продемонстрировать, что воздух в мыльной пленке может летать

Материал: мыльный раствор, трубочки для запускания мыльных пузырей.

Ход: запускаем мыльные пузыри. Наблюдаем за их полетом и размером. Выяснить и сделать вывод, почему шары летят и могут высоко подниматься вверх.

Вывод: воздух в мыльных пузырях, легкий и невесомый, имеет способность перемещаться

№3 «Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: дать понятие детям о происхождении ветра опытным путем.

Материал: емкость с водой, коктейльные трубочки.

Ход: наблюдение за спокойной гладью воды в емкости. С помощью трубочек для коктейля создать волны. Провести эксперимент: слабый ветер, сильный ветер.

Вывод: чем сильнее ветер, тем больше волны.

№4 «Выпускаем пузырьки воздуха на свободу»

Цель: показать детям как пузырьки воздуха с ускорением всплывают на поверхность.

Материал: бутылка газированной воды. Сахарный песок.

Ход: наблюдение за видимыми пузырьками воздуха в бутылке с газированной водой. Опустить в бутылку кусочек сахара. Наблюдение за активным выходом пузырьков на поверхность.

Вывод: пузырьки воздуха легче воды.

«Этот загадочный песок…»

№1. «Изучаем свойства сухого и мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, вода, формочки.

Ход: засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Намочить песок и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

№2 «Стражи времени»

Цель: научить детей регулировать время с помощью песочных часов.

Материал: сухой песок, песочные часы сделанные из пластиковой бутылки.

Ход: изготовить макет песочных часов. Поместить в песочные часы определенное количество сухого просеянного песка. Засечь время вместе с детьми его просыпание через воронку (3 мин).

Вывод: время зависит от количества и скорости просыпаемого через воронку песка.

№3 «Храбрый спасатель чистой воды»

Цель: показать детям, как с помощью песка можно профильтровать воду

Материал: две емкости, камни, губка, вода для фильтрации.

Ход: одновременно в воронку, из фильтра губки и песка и воронку из гравия налить по одинаковому количеству мутной воды. Пронаблюдать за скоростью фильтрации и качеством воды.

Вывод: через гравий вода фильтруется быстрее, но остается мутной, а через песок медленнее, но вода очищается намного чище.

№4 «Умеет ли песок летать?»

Цель: показать детям, что песок умеет летать и получается бархан.

Материал: закрытая емкость с песком, коктейльные трубочки.

Ход: поместить сухой песок в закрытую емкость. В проделанные отверстия вставить трубочки и предложить детям одновременно подуть, имитируя ветер. Улетевшие песчинки образуют бархан.

Вывод: песчинки, под действием ветра легко перемещаются с места на место по воздуху.

«Магнитные истории»

№1. «Магнитная рыбалка»

Цель: продолжать изучать с детьми свойство магнита.

Материал: удочки, рыбки с магнитом во рту.

Ход: поместить мелкие металлические (железные) безопасные детали в емкость. Удочками с магнитом вместо крючка попробовать выловить из емкости детали (рыбки).

Вывод: магнит притягивает железо.

№2 «Движем предметы с помощью магнита»

Цель: показать детям, что магнит действует на металлические (железные) предметы даже через поверхность определенной толщины.

Материал: магнит, металлические предметы, поверхность.

Ход: на плоской поверхности разместить небольшую металлическую машинку. Магнит проводить под поверхностью, который увлечет за собой машинку.

Вывод: магнит оказывает действие на металлический предмет даже через определенную толщину (этот опыт можно показывать в виде фокуса).

№3 «Притягиваются - не притягиваются»

Цель: закрепить у детей знания о том, что магнит притягивает только металлические предметы.

Материал: мелкие разные предметы (металлические содержащие железо и неметаллические)

Ход: разместить на поверхности небольшие предметы из различных материалов. С помощью магнита, попробовать какие предметы он притягивает, а какие нет.

Вывод: магнит притягивает только предметы содержащие железо.

№4 «Притяжение-отталкивание»

Цель: показать детям свойства магнита притягиваться и отталкиваться друг от друга.

Материал: два магнита.

Ход: испытать свойство магнита путем соединения их между собой одной и другой стороной.

Вывод: магниты не только соединяются между собой, но и отталкиваются.