МБДОУ "Сусловский детский сад комбинированного вида "Ёлочка",
Кемеровская область,
Мариинский район, село Суслово
Синченко Татьяна Николаевна
Обучение детей 6–7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПЫТАМ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Цель: повышение педагогической компетенции в организации и обучении детей опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширить представления педагогов об особенностях организации и обучения исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;
- Закрепить знания педагогов о содержании центра экспериментирования, правилах работы в нем;
- Познакомить педагогов с усовершенствованной системой организации опытно - экспериментальной деятельности посредством разработанных схем- алгоритмов и перспективного плана работы.
При проведении опытов необходимо опираться на алгоритм: постановка проблемы поиск путей решения проверка гипотез, предположений обсуждение увиденных полученных результатов формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми, следует соблюдать следующие принципы:
- научности;
- целостности;
- систематичности и последовательности;
- индивидуально-личностной ориентации воспитания;
- доступности;
- активного обучения;
- креативности;
- результативности.
Реализовать выше перечисленные принципы при организации опытно-экспериментальной деятельности невозможно без использования педагогических методов и приемов таких как:
- метод наблюдения;
- игровой метод;
- элементарный опыт;
- словесный метод;
- рассуждение детей.
Содержание опытно-экспериментальной работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность (НОД);
- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстниками;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
ПРИМЕРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
1. Приборы - помощники: микроскоп, увеличительные стекла (лупа, бинокли, компасы, термометры, песочные часы, линейки, разнообразные магниты.
2. Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, семена, листья.
3. Бросовый материал: кусочки, меха, кожи, лоскутки ткани, перья, пластмассовые и металлические предметы, проволока, пробки.
4. Сосуды: пластиковые стаканы разной формы и величины, бутылки, другие емкости, сито, воронки, лейки, трубочки для коктейля, мензурки, колбы.
5. Технические материалы: гайки, болты, винты.
6. Разные виды бумаги: обычная тетрадная и альбомная, салфетки, газетная,
калька, вощеная.
7. Медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, пипетки, ватные диски, марля, бинт, мерные ложки, резиновые груши.
8. Вещества: сахар, соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
9. Дополнительное оборудование и материалы: детские халаты, клеенчатые передники, полотенца, шапочки или косынки, схемы – алгоритмы, журнал исследований или тетрадь для фиксации опытов, рабочие листы.
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
«Воздух - невидимый мир»
№1 «Воздух в ловушке…»
Цель: дать представление детям о том, что воздух имеет объем.
Материал: прозрачные полиэтиленовые пакеты.
Ход: раздать детям прозрачные пакеты различной величины. Взмахнув пакетом захватить необходимый объем воздуха, закрепить пакет внизу,соединив края- продемонстрировать друг другу получившийся объем.
Вывод: не видимый воздух имеет объем.
№2 «Отправляем воздух в сказочный полет»
Цель: с помощью мыльных пузырей продемонстрировать, что воздух в мыльной пленке может летать
Материал: мыльный раствор, трубочки для запускания мыльных пузырей.
Ход: запускаем мыльные пузыри. Наблюдаем за их полетом и размером. Выяснить и сделать вывод, почему шары летят и могут высоко подниматься вверх.
Вывод: воздух в мыльных пузырях, легкий и невесомый, имеет способность перемещаться
№3 «Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель: дать понятие детям о происхождении ветра опытным путем.
Материал: емкость с водой, коктейльные трубочки.
Ход: наблюдение за спокойной гладью воды в емкости. С помощью трубочек для коктейля создать волны. Провести эксперимент: слабый ветер, сильный ветер.
Вывод: чем сильнее ветер, тем больше волны.
№4 «Выпускаем пузырьки воздуха на свободу»
Цель: показать детям как пузырьки воздуха с ускорением всплывают на поверхность.
Материал: бутылка газированной воды. Сахарный песок.
Ход: наблюдение за видимыми пузырьками воздуха в бутылке с газированной водой. Опустить в бутылку кусочек сахара. Наблюдение за активным выходом пузырьков на поверхность.
Вывод: пузырьки воздуха легче воды.
«Этот загадочный песок…»
№1. «Изучаем свойства сухого и мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, вода, формочки.
Ход: засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Намочить песок и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
№2 «Стражи времени»
Цель: научить детей регулировать время с помощью песочных часов.
Материал: сухой песок, песочные часы сделанные из пластиковой бутылки.
Ход: изготовить макет песочных часов. Поместить в песочные часы определенное количество сухого просеянного песка. Засечь время вместе с детьми его просыпание через воронку (3 мин).
Вывод: время зависит от количества и скорости просыпаемого через воронку песка.
№3 «Храбрый спасатель чистой воды»
Цель: показать детям, как с помощью песка можно профильтровать воду
Материал: две емкости, камни, губка, вода для фильтрации.
Ход: одновременно в воронку, из фильтра губки и песка и воронку из гравия налить по одинаковому количеству мутной воды. Пронаблюдать за скоростью фильтрации и качеством воды.
Вывод: через гравий вода фильтруется быстрее, но остается мутной, а через песок медленнее, но вода очищается намного чище.
№4 «Умеет ли песок летать?»
Цель: показать детям, что песок умеет летать и получается бархан.
Материал: закрытая емкость с песком, коктейльные трубочки.
Ход: поместить сухой песок в закрытую емкость. В проделанные отверстия вставить трубочки и предложить детям одновременно подуть, имитируя ветер. Улетевшие песчинки образуют бархан.
Вывод: песчинки, под действием ветра легко перемещаются с места на место по воздуху.
«Магнитные истории»
№1. «Магнитная рыбалка»
Цель: продолжать изучать с детьми свойство магнита.
Материал: удочки, рыбки с магнитом во рту.
Ход: поместить мелкие металлические (железные) безопасные детали в емкость. Удочками с магнитом вместо крючка попробовать выловить из емкости детали (рыбки).
Вывод: магнит притягивает железо.
№2 «Движем предметы с помощью магнита»
Цель: показать детям, что магнит действует на металлические (железные) предметы даже через поверхность определенной толщины.
Материал: магнит, металлические предметы, поверхность.
Ход: на плоской поверхности разместить небольшую металлическую машинку. Магнит проводить под поверхностью, который увлечет за собой машинку.
Вывод: магнит оказывает действие на металлический предмет даже через определенную толщину (этот опыт можно показывать в виде фокуса).
№3 «Притягиваются - не притягиваются»
Цель: закрепить у детей знания о том, что магнит притягивает только металлические предметы.
Материал: мелкие разные предметы (металлические содержащие железо и неметаллические)
Ход: разместить на поверхности небольшие предметы из различных материалов. С помощью магнита, попробовать какие предметы он притягивает, а какие нет.
Вывод: магнит притягивает только предметы содержащие железо.
№4 «Притяжение-отталкивание»
Цель: показать детям свойства магнита притягиваться и отталкиваться друг от друга.
Материал: два магнита.
Ход: испытать свойство магнита путем соединения их между собой одной и другой стороной.
Вывод: магниты не только соединяются между собой, но и отталкиваются.