МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».
Группа: подготовительная
Подготовил: воспитатель Бахматова Е.В.
2021 г.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Составление рассказа «Мишка – сладкоежка» по серии сюжетных картин»
Цель: Закреплять умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.
Задачи:
Образовательные:
- учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею;
-продолжать формировать умение детей применять полученные знания об окружающем мире;
- учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- подбирать слова и фразы, схожие по звучанию;
- расширять словарный запас;
- учить дифференциации звуков ц и ч, отрабатывать четкую дикцию.
Развивающие:
- развивать умение описывать картину;
- развивать логическое мышление;
- формировать грамматически правильную речь у детей.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки детей;
- воспитывать умение работать сообща;
- способствовать развитию положительных эмоций.
Предварительная работа:- загадывание загадок о животных;
- чтение рассказов о животных;
- разучивание физкультминуток;
- обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин;
- работа над пословицами и поговорками.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок.
Ход занятия:
- 1. Организационный момент.
- - «Придумано кем-то просто и мудро
- При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро и солнцу, и птицам.
- Доброе утро улыбчивым лицам!»
- Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
2. Основная часть.
-Сейчас, пожалуйста присядьте за столы (дети проходят за столы)
1. Отгадывание загадок
- Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. Про кого мы будем составлять рассказ, вам подскажут загадки. Попробуете отгадать? - В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь, А зовут его... (медведь) - Расскажите пожалуйста, какой медведь (большой, неуклюжий, любопытный, сладкоежка – мёд любит)
-Где живёт медведь?
- Дайте пожалуйста название членам семьи медведя? (папа- медведь, мама-медведица, медвежонок).
- Послушайте ещё одну загадку
Мед в свой улей принесла
Полосатая… (пчела)
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много...(пчёл) - Расскажите что можно сказать про пчёл? Какие они? Сегодня мы с вами будем говорить про лесных пчёл, где они живут? ( В дупле)
-Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием? (Да.)
-Почему вы так думаете? (На всех картинках одни и те же герои.
- Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?
Ответы детей.
Беседа по картинкам:
- Какое время года изображено?
-Чем заняты герои?
- Рассмотрите вторую картинку.(3,4,5)
- Что изменилось на картинке?
- Как вы думаете, что будет дальше? Чем же закончилась эта история? -Придумайте название рассказу. (Варианты названий.)
- Я бы назвала этот рассказ «Мишка- сладкоежка»
2. Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем составить весь рассказ.
Далее дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение.
- Вы молодцы, составили интересные рассказы.
- А теперь я предлагаю поиграть.
3. Игровое упражнение «Закончи предложение»
- Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
- Зимой бывает снег, а летом (дождь).
- Зимой снег падает, а весной (тает).
- Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
- Осенью лес засыпает, а весной (просыпается).
- Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
- Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
- Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
- Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
- Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
- Зимой день короткий, а летом (длинный)
4. Ребята, расскажите чем отличаются понятие «буква» от «звука».
( звуки слышим и говорим) (буквы мы пишем, видим и читаем)
-Сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы внимательно его послушайте, и посчитайте, сколько слов в этом стихотворении со звуком Ц.
(воспитатель выделяет звук Ц )
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг –
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
- Назовите слова со звуком Ц. Где спрятался звук(в начале, середине, конце)
-А теперь назовите свои слова с этим звуком. ( дети чётко проговаривают, выделяют звук Ц)
- Какой звук я выделяю в слове пЧела? Где спрятался звук(в начале, середине, конце), назовите слова с этим звуком. (дети чётко проговаривают, выделяют звук Ч)
5. Повторяйте за мной, сначала медленно, затем быстро.
чка-чка –чка . Кошечка
чка-чка-чка . Удочка
чка – чка – чка. Свечка
чки-чки-чки . Очки
вца-вца-вца. Овца
чки-чки-чки. Спички
нце-нце-нце. Оконце
6. Игра «Поймай слово» - различение звуков [ц] и [ч] в ряду слов.
Хлопни в ладоши один раз, если услышишь слова со звуком [ц], и два раза — если услышишь слова со звуком [ч].
Слова: часы, курица, спички, ласточка, цифра, стручок, час, цепь, цапля, часок, цыпленок, огурец, частокол, царь, молодец, кольцо, лисичка, блюдце, листочки, скворец, колючка, тысяча, яйцо, сачок, циферблат, сучок, сумочка, цепочка, собачка, певец.
7. Игра «Измените слова»
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Овца …….
Птенец ……..
Заяц…………..
Яйцо ……………..
Синица ………….
Гусеница ………….
Птица ………………
3. Рефлексия.
- О чём мы сегодня говорили на занятии? Про кого составляли рассказ?
- Что понравилось больше всего?
- Что было сложного?
- Мы сегодня сделали очень много: разгадывали загадки, сочиняли рассказ, играли в игры. Вы - большие молодцы!