Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6757 Консультация для педагогов: "Дидактические игры в сенсорном развитии младшего дошкольного возраста"

Опубликовано 15.11.2021

Консультация для воспитателей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила воспитатель:

МАДОУ «Детский сад №18»(корпус 2)

Забатурина Елена Викторовна

 

   Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, значение которого состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 - развивает наблюдательность;

 - готовит к реальной жизни;

 - позитивно влияет на эстетическое чувство;

 - является основой для развития воображения;

 - развивает внимание;

 - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности; - расширяет словарный запас;

 - влияет на развитие всех видов памяти.

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры, один из которых предполагает, что у дошкольника развита крупная и мелкая моторика. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»  В.А.Сухомлинский. Сенсорные игры нужны для того, чтобы показать ребенку и разделить с ним радость по поводу переживания сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных и вкусовых. Эти игры помогают установить контакт с ребенком – самое главное, что поможет сделать ему в дальнейшем шаг от игрманипуляций к игре со сверстниками. В работе по сенсорному развитию детей используются разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал). Они способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяет придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений. С детьми младшего школьного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Дети этого возраста приобретают представление о цвете, величине, форме. Они знакомятся со свойствами основных геометрических форм – круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, а кроме того с основными цветами, улучшают познавательные и речевые способности – узнают размер, форму предметов с помощью визуального, осязательного и двигательного обследования, сравнения. В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируются сенсорные этапы – непрерывные, закрепленные в речи убеждения о цвете, геометрических фигурах, отношении величины с определенными предметами. Одновременно дети обучаются обследованию предметов: их сортировке в соответствии с расцветкой, форме вокруг образцов. В сенсорном развитии большое значение играет использование дидактических игр: они помогают развивать познавательную деятельность, формируется внимательность, интерес, память, фантазия, упорядочиваются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Накопление представлений об окружающем мире, совершенствование работы органов чувств, распознавание индивидуальности детей характеризует этот уникальный возрастной период. В процессе дидактических игр с предметами учатся выделять и сравнивать их по цвету, группировать по сходству, определять цвет предмета в «уме» - формируются сенсорные эталоны. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления о спектре, способствуют формированию чувства цвета. Для развития умения воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине и высоте детям предлагаются игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков. Задачей игр, направленных на тренировку слухового восприятия, является формирование представлений о том, что предметы и явления окружающего мира воспринимаются с помощью не только зрения, но и слуха; что звуки бывают разного характера – шумовые, музыкальные, речевые. Они помогают детям различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием, переключать слуховое внимание с одного звука на другой. Для развития тактильно-двигательного восприятия используются дидактические игры, направленные на развитие чувствительности рецепторов кожи – работа с материалами разной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая). Играя, ребенок ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются и требуют осторожного обращения с ними. Таким образом, своевременное сенсорное развитие - это основное требование для познавательного формирования, правильной и стремительной ориентировки в безгранично меняющемся окружении, психологической отзывчивости и готовности к школе.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. – М: Просвещение, 2010.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры. - М., Просвещение, 2010.

 4. Жукова О.Г. предметная среда. Сенсорика. – М.: Аркти. 2007.

 5. Мендерицкая Д.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2011.

 6. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей/Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

 7. Титарь А.М. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: Аркти, 2008.