Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7530 «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОО в сфере музыкального развития дошкольников»

Опубликовано 28.11.2022

 «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОО в сфере музыкального развития дошкольников»

СКАЧАТЬ (с картинками)

                                                                             музыкальный руководитель

                                                                             Русяева Екатерина Александровна

                                                                             СП «Детский сад «Сказка»

                                                                             г. Новокуйбышевск, 2022г.

 

          Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.

          Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, в том числе к миру музыки.

          Проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОО - одна из важных и от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.

          Если все музыкальное воспитание дошкольников сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.  

          Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь и танцевать, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

 

Факторы   активности воспитателя

 

          Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом;

2. Воспитатель перебивает исполнение;

3. Не понимает своих задач;

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

          Итак, основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в ДОО является музыкальная  непосредственно образовательная деятельность. На НОД осуществляется разностороннее воспитание детей:
         Умственное воспитание: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. Знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
         Нравственное – волевое воспитание: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе.    

          Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
          Физическое воспитание: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
          Эстетическое воспитание: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
           Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

          Участие воспитателя в музыкальной НОД зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данной НОД. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальной НОД воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкальной НОД.

Условия успешного взаимодействия

музыкального руководителя и воспитателя

 

Совместное планирование работы

 

 Единство требований, предъявляемых к детям

 

                                                                         Подготовка атрибутов, костюмов

 

Задачи музыкального воспитания дошкольников,

решаемые воспитателем

1.Оказание помощи в процессе проведения музыкальных НОД: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2.Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3.Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

4.Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

Роль воспитателя на празднике

  1. Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал.
  2.  Оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов.
  3. Ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно.
  4. Поёт песни вместе с детьми (в младших группах, в речевых группах)
  5. При перестроении детей  руками их не трогает.
  6. После утренника убирает на место все атрибуты.
  7. Украшает групповую комнату вместе с музыкальным руководителем.
  8. Движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми.
  9. Обеспечивает перед утренником праздничную атмосферу.
  10. Разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  11. Воспитатель нарядно одет, в подходящей обуви; встречает детей в приподнятом настроении.

Роль воспитателя в режиме дня

1.   Разучивает движения с отстающими детьми, напевая мелодию.

2.   Обучает игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок).

3.   Организовывает трудовую деятельность детей по обогащению музыкальной среды.

4.    Привлекает детей к творческим играм

5.  Включает знакомые детям движения, песни, хороводы, музыкальные игры, пьесы на других НОД

6. Развивает у воспитанников чувство ритма, мелодический слух в процессе проведения дидактических игр.

7. Углубляет музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Создание музыкальной среды в групповой комнате

Для более успешного решения задач музыкального воспитания и развития детей необходимо позаботиться о создании в групповой комнате музыкально-развивающей среды, которая должна обновляться 1 – 2 раза в месяц.

Музыкальная среда в группе

1.Технические средства (магнитофон, музыкальный центр и пр.).

2.Портреты известных композиторов, книги музыкального характера (хорошо иллюстрированные, соответствующие возрасту детей).

3.Картинки с изображением героев детских песенок, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок, специально созданные альбомы, посвящённые песням из детских мульт  - и художественных фильмов (название фильма, текст, иллюстрация).

4.Шумовые, ударные, свистящие инструменты (деревянные палочки, ложки, маракасы, треугольники, дудочки и др.)

5.Музыкально-дидактические игры и пособия (должны быть интересны, привлекательны, красочно оформлены), например, «Птицы и птенчики», «Громко-тихо», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Музыкальный магазин» и др.

6. Наличие в групповой комнате театрально-игровой зоны и уголка ряженья (разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряженья) для разыгрывания народных песенок, потешек , игр-драматизаций.

          Воспитатели нашего дошкольного учреждения являются активными и непосредственными помощниками в музыкальном воспитании и развитии детей.

Вместе мы изготавливаем атрибуты, обсуждаем сценарии, подготавливаем костюмы, разучиваем песни и танцы, сценки, театральные представления, воспитатели играют роли в праздниках и развлечениях.

          Я, как музыкальный руководитель нашего «Колокольчика», благодарна своим коллегам, воспитателям, за их помощь во всем, соответственно, я также оказываю помощь воспитателям. Далее на слайдах представлены фотографии с праздников, развлечений, НОД и другое.

          Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя  в музыкальном воспитании  позволяет добиться поставленной цели и решению задач, сформировать умения и навыки по восприятию музыки, пению, музыкально - ритмическим движения. В полной мере развивать соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.

Спасибо за внимание.

 

Список используемых источников

  1. http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley
  2.  https://infourok.ru/doklad-na-temu-sovmestnaya-deyatelnost-muzikalnogo-rukovoditelya-i-vospitatelya
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-sergevna-kurkina/-rol-vospitatelja-v-muzykalnom-razviti-vospitanikov-dou-konsultacija-dlja-vospitatelei.html
  5. 1.О.П. Радынова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
  6. 2. Н.А. Ветлугина, «Методика музыкального воспитания в детском саду».
  7. 3.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Программа «Ладушки».

 

 

Памятка музыкального руководителя

педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

7. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

8. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

9. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

10. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

12. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

13. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

14. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

15. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.