Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №37 «Колокольчик»
Познавательно-исследовательский проект
«Животный мир родного края - Югры»
СКАЧАТЬ (презентация)
Воспитатель: Е.А.Жарникова
г. Сургут
1. Краткая аннотация проекта
Проект «Животный мир родного края - Югры» был организован на базе разновозрастной группы от 4 до 6лет №10 «Незабудки». Проект включал в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Срок проведения: ноябрь 2021 года.
Основная цель проекта «Животный мир родного края - Югры» - формирование представлений о диких животных Ханты-Мансийского автономного округа.
Задачи:
- Формировать представления о жизни диких животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: особенности строения, как передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
Во время проведения проекта дети совместно с педагогом, с родителями работают с различными источниками информации (дидактические пособия, иллюстрированные журналы, энциклопедии, дидактические игры, материалы сети Интернет и др.)
Итогами проекта «Животный мир родного края - Югры» является: выставка рисунков «Дикие животные», иллюстрированный альбом «Животный мир Югры», коллаж «Животные тайги», презентация проекта педагогической и родительской общественности.
Планируем на следующий учебный год продолжить работу над проектом и углубить изучение птиц, которые обитают в Ханты-Мансийском автономном округе.
2. Пояснительная записка.
Актуальность проекта заключается в том, что бы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой.
Природа сегодня остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности человека. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадания и желание ее беречь.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках, желании беречь и охранять природу края.
Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы, ее животного мира в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.
Работа по экологическому образованию должна быть направлена на накопление у детей знаний в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром Югры, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование представлений о диких животных Ханты-Мансийского автономного округа.
Задачи проекта:
- Закрепить знания детей о жизни диких животных в условиях югорской тайги: особенности строения, как передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и окружающему миру в целом.
- Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
4. Участники:
воспитанники группы, воспитатели, родители.
5. Основное содержание проекта
Вид проекта: педагогический.
По времени проведения: краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Основные направления реализации проекта:
- экологическое воспитание (беседы, занятия, экскурсии в музеи города, игры, опыты, игровые упражнения, использование моделей, наблюдения).
- речевое развитие (проблемные и познавательные вопросы, составление рассказов о диких животных по схемам, таблицам, отгадывание загадок о животных).
- игровая деятельность (словесные игры, настольно-печатные игры, дидактические игры).
- физическое развитие (подвижные игры).
- художественно – эстетическое развитие (оформление выставки рисунков, составление коллажа).
- художественная литература (чтение рассказов, сказок, стихотворений о животных)
- сотворчество детей и родителей (оформление выставки рисунков, иллюстрированного альбома);
В основу педагогического проекта положены следующие принципы:
- Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
- Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
- Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
- Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
- Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
- Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства.Необходимо стремиться, не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
6.Ресурсы или условия реализации проекта
Временные: ноябрь 2021 год
Информационные: учебно-дидактический комплекс по экологическому воспитанию дошкольников, наглядно-дидактические материалы, литература, альбомы, журналы.
Материально-технические: интерактивная доска, пособия по экологическому воспитанию; дидактические, демонстрационные и раздаточные материалы; сюжетные и предметные картинки; иллюстрации и картины про животных; методическая, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведению.
7. Партнеры.
Родители
Музей
Интернетресурсы
8. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Этапы реализации проекта |
Сроки реализации |
Мероприятия |
Ответственные |
1 этап Подготовительный |
23.10.21г |
Изучение уровня знаний детей по теме «Дикие животные ХМАО-Югры» Цель: изучить актуальные знания детей о диких животных ХМАО-Югры |
Воспитатели |
23.10.21г |
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта Цель: подготовить информационное обеспечение проекта |
Воспитатели |
|
23.10.21г |
Планирование работы над проектом |
Воспитатели |
|
2 этап – основной |
01.11.21г |
Беседа «Дикие животные леса» Цель: Уточнить и расширить знания детей о диких животных леса |
Воспитатели |
|
03.11.21г |
Д/и «Чьи детеныши?», «Назови родителей» Цель: Активизировать в речи названия диких животных и их детёнышей |
Воспитатели |
|
06.11.21г |
Чтение рассказов Е. Чарушина «Про зайчат», «Лисята». Цель: Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову |
Воспитатели |
|
07.11.17г |
П/игры «Бездомный заяц», «Важенка и оленята» Цель: Познакомить детей с некоторыми повадками диких животных |
Воспитатели |
|
08.11.21г |
Рисование «Северный олень» Цель: Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Развивать воображение. |
Воспитатели |
|
09.11.21г |
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». Д/и «Кто, где живет?» Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков |
Воспитатели |
|
10.11.21г
|
Викторина «Отгадай-ка» Цель: Учить детей отгадывать загадки о диких животных, построенные на описании и сравнении |
Воспитатели |
|
13.11.21г |
Консультация для родителей «Животный мир Югры» Цель: Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Дикие животные» |
Воспитатели |
|
15.11.21г |
Совместная деятельность детей и родителей по созданию рисунков «Лесные жители тайги», альбома «Животный мир Югры». Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности |
Воспитатели |
3 этап – заключительный |
20.11.21г |
Составление коллажа «Животные Югры» Цель: Обобщить и систематизировать знания о диких животных ХМАО. Формировать устойчивый интерес к живой природе. |
Воспитатели |
|
24.11.21г |
Выставка детских работ Цель: Представить результаты совместного творчества детей и родителей |
Воспитатели |
|
30.11.21г |
Презентация проекта
|
Воспитатели |
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
• У детей сформированы знания о жизни диких животных в природных условиях.
• У детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.
• Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Итогами проекта «Животный мир родного края - Югры» является: выставка рисунков «Дикие животные», иллюстрированный альбом «Животный мир Югры», коллаж «Животный мир Югры», презентация проекта педагогической и родительской общественности.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируем на следующий учебный год продолжить работу над проектом «Птицы нашего края», изучить особенности жизнедеятельности птиц, условия их проживания, с изготовлением лэпбука «Птицы Югры».
11. Используемая литература:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
- Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.