Конспект по развитию речи
в подготовительной логопедической группе
«Путешествие в осенний лес»
Воспитатель: Котлярова Н.Н.
«Путешествие в осенний лес»
Программное содержание.
Цель: Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень», закрепление умений подбирать однокоренные слова и подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Задачи:
Образовательные:
* уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
* активизировать словарь детей по теме занятия;
* совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
* сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивающие:
* развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
* развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
* воспитывать у детей бережное отношение к природе;
* развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционные:
* закреплять умение использовать в речи различные типы предложений;
* учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
* упражнять в подборе прилагательных к существительным;
* развивать мелкую моторику пальцев рук;
* развивать словесно логическое мышление;
* развивать интонационную выразительность..
Предварительная работа с детьми: изготовление осенних листьев из цветной бумаги.
Предварительная работа воспитателя: подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска.
Ход занятия:
Организационный момент.
Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по осеннему лесу. Раз, два повернись в осеннем лесу окажись. Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами играем с осенним ветерком.
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал».
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал;
(Загибают по одному пальчику на обеих раках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березы золотой,
Вот последний лист с осины,
(Спокойно приседают, укладывают ладони на ковер)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним стихотворение Е. Трутневой «Осень». Кто сможет рассказать? (Дети пожеланию читают четверостишье)
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Воспитатель: Дети, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Какие периоды осени вы можете назвать?
Дети: Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: Какое небо осенью?
Дети: Небо осенью серое, низкое, пасмурное.
Воспитатель: Какое солнце?
Дети: Осенью солнце бледное, тусклое, меньше греет.
Воспитатель: Что происходит с травой и листьями на деревьях в это время года?
Дети: Осенью листья желтеют, становятся багряными, трава становится сухой, желтой.
Воспитатель: Как ведут себя птицы?
Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
(На экране появляется картина осени)
Воспитатель: Посмотрите, какую прекрасную картину мы нарисовали словами.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, наша игра называется «Осенний мячик». Я бросаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Например: Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают. - Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. - Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- За осенью идёт… (Зима))
- А за летом наступает…(Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем, какой осенний месяц? (Октябрь) Воспитатель: Молодцы все вы правильно отвечали, были внимательные. Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Раз, два повернись в осенние листочки превратись
Физкультминутка «Осенние листики»
- Мы, листики осенние, (руки вверх, взмахи кистями влево – вправо)
На ветках мы висели. - Дунул ветер – полетели (покружиться)
Мы летели, мы летели. - И на землю тихо сели (присесть, руками обхватить колени)
Ветер снова набежал. - И листочки все поднял (встать)
- Закружились, полетели (соответствующие движения).
И на землю тихо сели. Воспитатель: Ребята, давайте, по играем в игру «Какой лист?» - Дидактическая игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) – кленовый; рябины – рябиновый; осины - осиновый; берёзы – берёзовый; дуба – дубовый.
Воспитатель: Так хочется хоть ненадолго продолжить нашу золотую осень. А это возможно, если каждый из вас постарается сделать осеннее дерево с разноцветными листочками.
Воспитатель: Скажите, дети, в какие краски окрашивает осень листву?
Дети: Осень окрашивает листву в оранжевый, красный, желтый цвета.
Воспитатель: Мы с вами уже сделали заготовки осенних листьев, и сейчас мы с вами соберем осеннюю композицию.
(Во время работы звучит произведение Р.Газизова «Осень») Воспитатель:- Какие вы сегодня молодцы! Все потрудились на славу. Посмотрите на наши картины, какие деревья разные, сколько ярких, радостных красок принесла нам золотая осень.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад «Раз, два повернись и в детском саду окажись».
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие в осенний лес? Дети: Да.
Воспитатель: Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Как изменилась природа с приходом осени?
( Ответы детей)
Дети: Листья пожелтели, опали, птицы улетели в теплые края, стала дождливая погода. Воспитатель: Молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями.