Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8222 Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Путешествие в осенний лес»

Опубликовано 26.11.2023

Конспект по развитию речи

в подготовительной логопедической группе

«Путешествие в осенний лес»

 

Воспитатель: Котлярова Н.Н.

 

 

«Путешествие в осенний лес»

Программное содержание.

Цель: Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень», закрепление умений подбирать однокоренные слова и подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Задачи:

Образовательные: 

* уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;                                                                    

* активизировать словарь детей по теме занятия;                                                                                                     

* совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;                                   

* сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивающие:

* развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;                                              

* развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

* воспитывать у детей бережное отношение к природе;                                                                                       

 * развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционные:

*  закреплять умение использовать в речи различные типы предложений;                                                            

*  учить образовывать относительные прилагательные от существительных;                                     

*  упражнять в подборе прилагательных к существительным;                                                             

*  развивать мелкую моторику пальцев рук;                                                                                                 

*  развивать словесно логическое мышление;                                                                                   

*  развивать интонационную выразительность..

Предварительная работа с детьми: изготовление осенних листьев из цветной бумаги.

Предварительная работа воспитателя: подготовка демонстрационного и раздаточного материала.

Оборудование: ноутбук, магнитная доска.

Ход занятия:

Организационный момент.

Мой звоночек звенит, заливается.                                                                                                                                               

 И ребята вокруг собираются.                                                                                                                   

  Собрались все дети в круг.                                                                                                                                           

  Ты мой друг, и я твой друг.                                                                                                                         

Вместе за руки возьмёмся,                                                                                                                                            

  И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по осеннему лесу. Раз, два повернись в осеннем лесу окажись. Вот мы с вами и в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами играем с осенним ветерком.                                    

  Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал».

Ветер по лесу летал,                            

 (Плавные, волнообразные движения ладонями)                                                                  

   Ветер листики считал;                       

   (Загибают по одному пальчику на обеих раках)                                    

Вот дубовый,                                                                                                                                                   

 Вот кленовый,                                                                                                                                          

Вот рябиновый резной,                                                                                                                                

    Вот с березы золотой,                                                                                                                                  

   Вот последний лист с осины,           

    (Спокойно приседают, укладывают ладони на ковер)                             

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним стихотворение Е. Трутневой «Осень». Кто сможет рассказать?   (Дети пожеланию читают четверостишье)

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».                                                                                          

Стало вдруг светлее вдвое,                                                                                                                        

   Двор как в солнечных лучах —                                                                                                                     

    Это платье золотое                                                                                                                                          

      У березы на плечах.                                                                                                                                       

   Утром мы во двор идем —                                                                                                                            

  Листья сыплются дождем,                                                                                                                                        

Под ногами шелестят                                                                                                                                      

И летят, летят, летят...                                                                                                                        

 Пролетают паутинки                                                                                                                                        

   С паучками в серединке,                                                                                                                                     

И высоко от земли                                                                                                                                 

   Пролетают журавли.                                                                                                                                   

     Все летит!                                                                                                                                           

   Должно быть, это                                                                                                                                  

Пролетает наше лето.

Воспитатель:  Дети, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?                             

Дети:  В стихотворении говорится об осени.                                                                               

   Воспитатель: Какие периоды осени вы можете назвать?                                                          

   Дети: Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.                                                                             

  Воспитатель: Какое небо осенью?                                                                                                 

  Дети: Небо осенью серое, низкое, пасмурное.                                                                       

Воспитатель: Какое солнце?                                                                                                        

Дети: Осенью солнце бледное, тусклое, меньше греет.                                                

    Воспитатель: Что происходит с травой и листьями на деревьях в это время года?                 

  Дети: Осенью листья желтеют, становятся багряными, трава становится сухой, желтой.   

Воспитатель: Как ведут себя птицы?                                                                                           

Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

(На экране появляется картина осени)                                                                 

  Воспитатель: Посмотрите, какую прекрасную картину мы нарисовали словами.   

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, наша игра называется «Осенний мячик».                                                   Я бросаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.                                         

Например: Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают.                                                              - Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.                                                                                             - Урожай осенью — Урожай осенью убирают.                                                                                      

  - Птицы осенью — Птицы осенью улетают.                                                                                          

     - Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.                                                                             

    - Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.                                                                     

 - За осенью идёт… (Зима))                                                                                                                                         

 - А за летом наступает…(Осень)                                                                                                                                    

    - Потом всё повторяется в природе.                                                                                                                      

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)                                                                                      

   - Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)                                                                                                     

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)                                                                                                

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)                                                                                                

- Между сентябрем и ноябрем, какой осенний месяц? (Октябрь)                                               Воспитатель: Молодцы все вы правильно отвечали, были внимательные.                       Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки.                                                                   

 Воспитатель: Молодцы.                                                                                                        

Воспитатель: Раз, два повернись в осенние листочки превратись

Физкультминутка «Осенние листики»

  1. Мы, листики осенние, (руки вверх, взмахи кистями влево – вправо)
    На ветках мы висели. 
  2. Дунул ветер – полетели (покружиться)
    Мы летели, мы летели. 
  3. И на землю тихо сели (присесть, руками обхватить колени)
    Ветер снова набежал. 
  4. И листочки все поднял (встать)
  5. Закружились, полетели (соответствующие движения).
    И на землю тихо сели.                                                                                                                                      Воспитатель: Ребята, давайте, по играем в игру «Какой лист?»                             
  6.   Дидактическая игра «Какой лист?»                                                                                                                             Лист клёна (какой лист?) – кленовый; рябины – рябиновый; осины - осиновый;                                            берёзы – берёзовый; дуба – дубовый.

Воспитатель: Так хочется хоть ненадолго продолжить нашу золотую осень. А это возможно, если каждый из вас постарается сделать осеннее дерево с разноцветными листочками.                                                                                                                   

Воспитатель: Скажите, дети, в какие краски окрашивает осень листву?                                        

Дети: Осень окрашивает листву в оранжевый, красный, желтый цвета.                                       

Воспитатель: Мы с вами уже сделали заготовки осенних листьев, и сейчас мы с вами соберем осеннюю композицию.                                                                                                                        

(Во время работы звучит произведение Р.Газизова «Осень»)                                                   Воспитатель:- Какие вы сегодня молодцы! Все потрудились на славу. Посмотрите на наши картины, какие деревья разные, сколько ярких, радостных красок принесла нам золотая осень.                                                                                                                    

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад «Раз, два повернись и в детском саду окажись».                                                                                                     

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие в осенний лес?                                            Дети: Да.                                                                                                                                         

Воспитатель: Что понравилось больше всего? (Ответы детей)                                                                                                

  Воспитатель: Как изменилась природа с приходом осени?    

  ( Ответы детей)                                                                                                                                                             

  Дети: Листья пожелтели, опали, птицы улетели в теплые края, стала дождливая погода.         Воспитатель: Молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями.