Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8225 Проект в средней группе "Нам интересно всё знать"

Опубликовано 27.11.2023

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида

 

Педагогический проект

«Познавательно-исследовательская деятельность с предметами»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Автор проекта: воспитатель Мелентьева М.А.

 

 

г.о.г.Шахунья

 

Оглавление

  1. Оглавление
  2. Информационная карта
  3. Актуальность проекта
  4. Сбор и анализ информации по избранной проблеме
  5. Этапы реализации проекта
  6. Ожидаемые результаты проекта
  7. Заключение и выводы
  8. Литература
  9. Приложение

 

 

1.Информационная карта

Наименование проекта

«Познавательно-исследовательская деятельность с предметами»

Автор проекта

Мелентьева Марина Александровна, воспитатель МБДОУ д\с №5 «Теремок»

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта

Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том,что  познавательно-исследовательская деятельность как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе ознакомления детей с окружающим миром идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Ознакомление детей с окружающим природным миром способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:
-продолжатьзнакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
-расширять и углублять представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.

Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с окружающим природным миром

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику рук.

- развивать любознательность, самостоятельность;

Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе с природными материалами, соблюдение правил техники безопасности;

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой,воздухом, бумагой, тканью,ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Экспериментальная деятельность с детьми младшей группы проводится во второй половине дня, длительностью15 минут.

Опыты проводились как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Сроки выполнения проекта

Сентябрь 2021-май 2022г

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

- центр воды и песка;

- пособия для опытов и экспериментирования

- методическая  и художественная  литература;

- наглядный материал;

- ИКТ (музыкальный центр).

-картотеки игр экспериментов

Проект не предполагает материальных затрат.

 

2.Проблема и актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

            Проблема обучения дошкольников с окружающим природным миром актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в ознакомлении детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.

Ознакомление детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Экспериментальная деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к экспериментам, открытиям.

Благодаряэкспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

 

Таким образом,проект «ознакомление детей с окружающим природным миром в  процессе элементарного экспериментирования» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей младшего возраста.

 

3.Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Вид проекта: Информационно-познавательный, игровой

По количеству детей:групповой

Продолжительность проекта:долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители.

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие

-Речевое развитие

-Познавательное развитие

-Физическое развитие

-Художественно-эстетическое  развитие

 

Педагогические технологии:

-Проблемно-игровая ситуация

-Информационно-коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки)

-Игровые технологии

-Познавательно-исследовательские технологии

 

Формы взаимодействия по  проекту:

Взаимодействие с детьми:

1.Игры - занятия;

2.Беседы;

3.Чтение художественной литературы;

4.Рассматривание иллюстраций

5.Раскрашивание картинок;

7.Заучивание стихотворений;

9.Подвижные игры;

10.Обыгрывание ситуаций.

 

Взаимодействие с родителями:

5.Анкетирование;

1.Родительское собрание;

2.Изготовление буклетов;

3. Изготовление памяток;

4.Индивидуальные беседы и консультации;

6.Просмотр мультфильмов

6.Информация для родителей на персональном сайте  воспитателя, на почте; 

 

 

 

4.Этапы реализации проекта

1этапОрганизационный

 

  • Доведение до участников проекта важность данной проблемы;
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • Разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации  для родителей
  • Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
  • Подбор раскрасок по экспериментированию  для дошкольников, пособий, оборудования.
  • Разработка конспектов, презентаций для родителей и педагогов;
  • Создание развивающей среды для ознакомления с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – центр воды и песка.
  • Изготовлениелэпбука, дидактических игр.
  • Проведение с родителями анкетирования.
  • Вводная диагностика

 

2 этапПрактический

 

Познавательное развитие:

Беседы:

1.«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2. «Вода вокруг нас», «Берегите воду»

3. «Безопасность на воде»

4. «Воздух, которым мы дышим»

5. «Солнце друг или враг?»

 Исследовательская деятельность:

«Почему песок хорошо сыплется?»; «Глина: ее качества и свойства»;«Ветер»;«Наблюдение за природными материалами»;«Почему камешки тонут в воде; «На свету и в темноте»; «Изучаем органы чувств человека».

Опыты с водой

«Свойства и признаки воды»; «Откуда берется вода?»; «Пар – это тоже вода»; «Замерзание жидкостей»; «Разноцветные сосульки»;«Вода льется из крана»,«Свойства воды»,«Разноцветная вода», «Снег-это вода» и т.д.

Опыты с воздухом

«Реактивный шарик»; «Упрямый воздух»; «Где теплее?»;

Опыты с предметами:

Бумага: «Вертушка»; «Бумага, её качества и свойства»; «Кораблик»;«Движение бумаги».

«Ткань, её качества и свойства»; «Пластмасса, её качества и свойства»; «Почему всё падает на землю?»; «Как измерить тепло?»; «Твёрдые – жидкие»;

Опыты с растениями:

«На свету и в темноте»; «Фабрика питания»; «Как увидеть движение воды через корни?»; «Что внутри?»; «Могут ли растение дышать?»; «В погоне за светом»; «В теплоте и в холоде»;

Опыты со светом

«Уличные тени»; «Солнечные зайчики»; «Свет всюду», игры с зеркалом.

 

Речевое развитие:

Художественная литература:

Чтение стихов и потешек о воде: «Водичка, водичка!»; «Ай, лады-лады…», «Буль, буль», Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; 

К.Чуковский «Краденое солнце».

Рассказы: М.Пришвин «Живительный дождик»

И.А.Урадова «Жила-была река».

А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»

И. РевюСказка «Добрый воздух»

Н.А.Рыжов «Как люди речку обидели»;

В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»;

Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»; 

И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки

Пальчиковые игры:

«Ах, вода, вода», «Вышел дождик погулять», «Рыбка», «Весна»

Дыхательная гимнастика:

 «Чей пароход лучше?», «Пузырь»,«Кораблики» на море.

«Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй наснежинку», 

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рисование на мокрой бумаге «Водное царство»,

Рисование «Дождик», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Социально-коммуникативное развитие:

  Игровые ситуации

«Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека», «Магазин»

Дидактические игры:

«Выложи солнце»,«Солнце, вода» - на прищепках,  "Поймай воздух", "Буря в стакане" «Времена года»,«Собери картинку» - пазлы, «Что лишнее», «Собери солнышко»,  «Подскажи словечко», «Следы», «Найди различия».

Физическое развитие:

Закаливание:

Утренняя гимнастика на свежем воздухе. 

Бодрящая гимнастика после сна. 

Ходьба босиком по массажным дорожкам.

Обливание ног.

Полоскание полости рта.

Обширное умывание.

Воздушные ванны.

Питьевой режим.

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Капелька и тучка», игра-забава «Поймай бабочку»,«Раздувайся пузырь»; «Снежинки кружатся»,«Солнечный зайчик»;игры с мячом.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Консультации: «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»

«Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Советы для родителей поддерживание интереса детей к экспериментированию»,Консультация для родителей по экспериментированию с водой, «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с воздухом», «Игры с бумагой», «Игры с деревом», «Игры с бумагой», посадка лука, овса, цветов.

Буклет«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование,памятка«Детское экспериментирование», Памяткаэкспериментирование с детьми на прогулке.Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома

3 этап Заключительный

-Проведение итоговой диагностики с детьми;

-Лэпбук «Морские обитатели»

-Выставки рисунков: рисование ватной палочкой «Рыбка», рисование цветным песком

Аппликация: «Рыбки в аквариуме», «Лук», «Кораблик».

-Проведение с педагогами семинара – практикума «Песочная терапия»«Нарисуй сказку», мастер – класс «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования» тема: «Воздух невидимка»; Презентация «Технология проектной деятельности в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

-Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

 

5.Ожидаемые результаты проекта

 

-  дети узнают  свойства различных предметов, природных материалов.
-расширятся представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.

-расширится познавательная активность детей в процессе  с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования;

 -  обогатиться словарный запас детей;

- повысится любознательность, самостоятельность;

 

6.Заключение и выводы

 

Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.