Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида
Педагогический проект
«Познавательно-исследовательская деятельность с предметами»
СКАЧАТЬ (с фото)
Автор проекта: воспитатель Мелентьева М.А.
г.о.г.Шахунья
Оглавление
- Оглавление
- Информационная карта
- Актуальность проекта
- Сбор и анализ информации по избранной проблеме
- Этапы реализации проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Заключение и выводы
- Литература
- Приложение
1.Информационная карта
Наименование проекта |
«Познавательно-исследовательская деятельность с предметами» |
Автор проекта |
Мелентьева Марина Александровна, воспитатель МБДОУ д\с №5 «Теремок» |
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта |
Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том,что познавательно-исследовательская деятельность как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе ознакомления детей с окружающим миром идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ознакомление детей с окружающим природным миром способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. |
Цели и задачи проекта |
Цель проекта: Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи проекта: Образовательные: Развивающие: - активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь; - развивать мелкую моторику рук. - развивать любознательность, самостоятельность; Воспитательные: |
Краткая аннотация содержания проекта |
Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой,воздухом, бумагой, тканью,ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Экспериментальная деятельность с детьми младшей группы проводится во второй половине дня, длительностью15 минут. Опыты проводились как с подгруппой детей, так и индивидуально. Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются. |
Сроки выполнения проекта |
Сентябрь 2021-май 2022г |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта |
Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база: - центр воды и песка; - пособия для опытов и экспериментирования - методическая и художественная литература; - наглядный материал; - ИКТ (музыкальный центр). -картотеки игр экспериментов Проект не предполагает материальных затрат. |
2.Проблема и актуальность проекта
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Проблема обучения дошкольников с окружающим природным миром актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в ознакомлении детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
Ознакомление детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Экспериментальная деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к экспериментам, открытиям.
Благодаряэкспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.
При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Таким образом,проект «ознакомление детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей младшего возраста.
3.Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Вид проекта: Информационно-познавательный, игровой
По количеству детей:групповой
Продолжительность проекта:долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители.
Интеграция образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие
-Речевое развитие
-Познавательное развитие
-Физическое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Педагогические технологии:
-Проблемно-игровая ситуация
-Информационно-коммуникационные технологии
-Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки)
-Игровые технологии
-Познавательно-исследовательские технологии
Формы взаимодействия по проекту:
Взаимодействие с детьми:
1.Игры - занятия;
2.Беседы;
3.Чтение художественной литературы;
4.Рассматривание иллюстраций
5.Раскрашивание картинок;
7.Заучивание стихотворений;
9.Подвижные игры;
10.Обыгрывание ситуаций.
Взаимодействие с родителями:
5.Анкетирование;
1.Родительское собрание;
2.Изготовление буклетов;
3. Изготовление памяток;
4.Индивидуальные беседы и консультации;
6.Просмотр мультфильмов
6.Информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
4.Этапы реализации проекта
1этапОрганизационный
- Доведение до участников проекта важность данной проблемы;
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
- Разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей
- Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
- Подбор раскрасок по экспериментированию для дошкольников, пособий, оборудования.
- Разработка конспектов, презентаций для родителей и педагогов;
- Создание развивающей среды для ознакомления с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – центр воды и песка.
- Изготовлениелэпбука, дидактических игр.
- Проведение с родителями анкетирования.
- Вводная диагностика
2 этапПрактический
Познавательное развитие:
Беседы:
1.«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
2. «Вода вокруг нас», «Берегите воду»
3. «Безопасность на воде»
4. «Воздух, которым мы дышим»
5. «Солнце друг или враг?»
Исследовательская деятельность:
«Почему песок хорошо сыплется?»; «Глина: ее качества и свойства»;«Ветер»;«Наблюдение за природными материалами»;«Почему камешки тонут в воде; «На свету и в темноте»; «Изучаем органы чувств человека».
Опыты с водой
«Свойства и признаки воды»; «Откуда берется вода?»; «Пар – это тоже вода»; «Замерзание жидкостей»; «Разноцветные сосульки»;«Вода льется из крана»,«Свойства воды»,«Разноцветная вода», «Снег-это вода» и т.д.
Опыты с воздухом
«Реактивный шарик»; «Упрямый воздух»; «Где теплее?»;
Опыты с предметами:
Бумага: «Вертушка»; «Бумага, её качества и свойства»; «Кораблик»;«Движение бумаги».
«Ткань, её качества и свойства»; «Пластмасса, её качества и свойства»; «Почему всё падает на землю?»; «Как измерить тепло?»; «Твёрдые – жидкие»;
Опыты с растениями:
«На свету и в темноте»; «Фабрика питания»; «Как увидеть движение воды через корни?»; «Что внутри?»; «Могут ли растение дышать?»; «В погоне за светом»; «В теплоте и в холоде»;
Опыты со светом
«Уличные тени»; «Солнечные зайчики»; «Свет всюду», игры с зеркалом.
Речевое развитие:
Художественная литература:
Чтение стихов и потешек о воде: «Водичка, водичка!»; «Ай, лады-лады…», «Буль, буль», Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;
К.Чуковский «Краденое солнце».
Рассказы: М.Пришвин «Живительный дождик»
И.А.Урадова «Жила-была река».
А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»
И. РевюСказка «Добрый воздух»
Н.А.Рыжов «Как люди речку обидели»;
В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».
Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»;
Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»;
И. Токмакова «Солнечные зайчики».
Потешки, пословицы, поговорки и загадки
Пальчиковые игры:
«Ах, вода, вода», «Вышел дождик погулять», «Рыбка», «Весна»
Дыхательная гимнастика:
«Чей пароход лучше?», «Пузырь»,«Кораблики» на море.
«Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй наснежинку»,
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
Рисование на мокрой бумаге «Водное царство»,
Рисование «Дождик», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
Социально-коммуникативное развитие:
Игровые ситуации
«Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека», «Магазин»
Дидактические игры:
«Выложи солнце»,«Солнце, вода» - на прищепках, "Поймай воздух", "Буря в стакане" «Времена года»,«Собери картинку» - пазлы, «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Следы», «Найди различия».
Физическое развитие:
Закаливание:
Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
Бодрящая гимнастика после сна.
Ходьба босиком по массажным дорожкам.
Обливание ног.
Полоскание полости рта.
Обширное умывание.
Воздушные ванны.
Питьевой режим.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик», «Капелька и тучка», игра-забава «Поймай бабочку»,«Раздувайся пузырь»; «Снежинки кружатся»,«Солнечный зайчик»;игры с мячом.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Консультации: «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»
«Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Советы для родителей поддерживание интереса детей к экспериментированию»,Консультация для родителей по экспериментированию с водой, «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с воздухом», «Игры с бумагой», «Игры с деревом», «Игры с бумагой», посадка лука, овса, цветов.
Буклет«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование,памятка«Детское экспериментирование», Памяткаэкспериментирование с детьми на прогулке.Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома
3 этап Заключительный
-Проведение итоговой диагностики с детьми;
-Лэпбук «Морские обитатели»
-Выставки рисунков: рисование ватной палочкой «Рыбка», рисование цветным песком
Аппликация: «Рыбки в аквариуме», «Лук», «Кораблик».
-Проведение с педагогами семинара – практикума «Песочная терапия»«Нарисуй сказку», мастер – класс «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования» тема: «Воздух невидимка»; Презентация «Технология проектной деятельности в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
-Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
5.Ожидаемые результаты проекта
- дети узнают свойства различных предметов, природных материалов.
-расширятся представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.
-расширится познавательная активность детей в процессе с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования;
- обогатиться словарный запас детей;
- повысится любознательность, самостоятельность;
6.Заключение и выводы
Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.