Собакина Мария Афанасьевна
МБДОУ д/с 95 «Зоренька»
Республика Саха (Якутия) город Якутск
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста:
«Остров Здоровья».
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)
ради которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и
унизительной.
М. Монтень.
Тема проекта: «Остров здоровья».
Вид проекта: познавательно-практический
Возраст: старшая группа
Сроки реализации: среднесрочный (2 месяца)
Объект проектной деятельности: процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.
Участники: дети, родители, воспитатели
Проблема: можно ли стать сильным и крепким, если вести здоровый образ жизни. Почему люди болеют? Что такое микробы?
Актуальность: на современном этапе проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро. Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше, понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранить и приумножать свое здоровье. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Гипотеза: Процесс ознакомления детей со строением своего организма, функциями отдельных органов, а также процесс приобщения детей к здоровому образу жизни будет более эффективным и продуктивным если реализация идеи проекта будет производится с помощью средств ТСО; художественно-иллюстрированного материала, бесед, наблюдений, экскурсий, продуктивной деятельности.
Ведущая педагогическая идея: Реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.
Цели проекта: Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни. Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью. Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели, формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Развивающие:
- Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей .
Рабочий план реализации проекта.
ЭТАП I
Подготовительный
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Содержание I этапа:
- Анализ научно-методической литературы, определение проблемы, цели и задач проекта;
- Создание материально-технических, организационных, условий;
- Подбор диагностического инструментария
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг.
ЭТАП II
Прогностический
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Содержание II этапа:
- Повышение компетентности родителей в сфере здоровья (консультации, папки-передвижки, выставки книг, круглые столы);
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
- Подбор художественной литературы для детей, изготовление дидактических пособий, карточек, игр, материала для опытов , изготовление панно «Полезное - вредное», создание в группе физкультурно-оздоровительного центра, составление паспорта здоровья группы.
ЭТАП III
Практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Содержание III этапа:
- Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;
- Заучивание поговорок, пословиц о здоровье, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
ЭТАП IV
Заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Содержание IV этапа:
- Повторная диагностика;
- Отчёт о проделанной работе;
- Защита проекта;
- Выпуск методических рекомендаций.
Ожидаемый результат
Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.
Содержание работы
содержание |
срок |
задачи |
1-ый этап – накопление знаний |
|
|
Ознакомительная консультация с родителями о проекте «Остров здоровья» |
3 неделя января |
Познакомить родителей с проектом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консультация для родителей «Как сохранить здоровье дошкольников» |
4 неделя января |
Знакомить родителей с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей |
Анкетирование родителей «О здоровье детей» |
4 неделя января |
Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ |
Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?» |
4 неделя января |
Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями |
2-ой этап - практический |
|
|
|
|
|
|
|
|
Досуг « Мы юные туристы» |
1 неделя февраля |
Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото выставка «Я расту здоровым» |
1 неделя февраля |
Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей |
Экспериментальная деятельность: «Путешествие пирожка» |
1 неделя февраля |
Познакомить детей с внутренней кухней человека |
Д/и «Сердце бывает слабым», «Много ли в легких воздуха», с/р «Семья на прогулке», игры с эстафетами, п/и «Стенка, стенка, потолок…», Самомассаж « Строим дом», гимн. после сна «Потягушка потянись…» |
2 неделя февраля |
Закрепление полученных знаний о здоровье. |
Коллективная работа вместе с родителями «Изготовление детских накидок с внутренними органами» |
2 неделя февраля |
прививать любовь к ЗОЖ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развлечение «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты» |
2 неделя февраля |
Познакомить детей с витаминами |
|
|
|
НОД познавательного цикла: «Где прячутся микробы»; «Держи осанку»; «Мои друзья витамины»; «Мое настроение»; «Зоркие глаза» |
С 3 недели по февраль |
Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой |
Продуктивная деятельность: Рисование «Я здоровье сберегу»; Лепка «Дружу со спортом»; Аппликация «Дерево полезных продуктов». |
2 неделя февраля |
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в коллективной работе |
Открытый просмотр «Мир Здоровья» |
3 неделя |
Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой |
|
|
|
3-ий этап – презентация проекта |
|
|
|
|
|
Создание медиа - коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе. |
|
Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения |
8. Прогнозируемые результаты.
Дети должны знать |
Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни |
|
- Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. |
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры |
Спорт – это жизнь |
|
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. |
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
|
|
- Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. . |
- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. |
|
|
|
|
9. Дальнейшее развитие проекта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления