Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8228 «Животные Брянской области»

Опубликовано 29.11.2023

 

Стук Алла Николаевна
МБДОУ детский сад №89 «Дюймовочка» г.Брянска
воспитатель
 
«Животные Брянской области»

 

               НОД в подготовителной группе «Природа и животные Брянского края».

Программное содержание: Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках. Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы. Закрепить знания о живой и неживой природе. Воспитывать чувство патриотизма , гордости за свой родной город, свою Родину, свой край. Воспитывать чувство сопричастности, сопереживания к важным глобальным экологическим проблемам Земли.

Интеграция (НОД): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы: путешествие, художественное слово (стихи), беседа, рассказы детей, загадки, дидактическая игра «Угадай птицу», «Живая и неживая природа».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: беседа о природе и животных Брянского края, рассматривание иллюстраций «Животные Брянского края». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, в ходе наблюдений на прогулке, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач дети многое узнали о птицах, насекомых, деревьях, кустарниках, живой и неживой природе, о ядовитых и лекарственных растених.

Материалы и оборудования: поезд, картинки с живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, цветов, диких и домашних животных, картинки времен года, картинки деревьев и кустарников, игрушки диких и домашних животных, глобус, плакат Земли «Обитатели Земли».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Царицы Природы, она просит вас о помощи. «Дорогие ребята, меня похитил злой Кощей Бессмертный и заточил в своем мрачном замке. Пока меня нет с вами, люди стали обижать животных, ломать деревья, разорять гнезда птиц. Прошу вас, помогите мне выбраться из темного замка злого Кощея, но для этого вам надо пройти несколько испытаний».

Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, тогда сейчас мы отправляемся в наше путешествие. Но сначала отгадайте загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс,

Уместил всю землю. (глобус)

Воспитатель: Да, трудная загадка, но я вам помогу. Я принесла вам глобус.

Воспитатель: Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус уменьшенная модель планеты Земля. Посмотрим ещё раз на эту разноцветную планету. А мы, ее жители как называемся? (ответы детей).

- Кто увидел нашу землю из космоса первым? (ответы детей: космонавт Юрий Гагарин). Она показалась ему такой маленькой и беззащитной. Так что мы земляне должны беречь нашу планету. Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе? (ответы детей: реки, моря, океаны, озера)

- Желтым цветом? (ответы детей: горы, пустыни).

- Зеленым? (ответы детей: леса).

Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы. А поможет нам в этом наш волшебный паровозик, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут интересные задания и вопросы. Справимся?

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсикивсе стук, да стук, да стук.

Воспитатель:А вот и первая остановка. На ней мы поговорим о временах года. Чтение стихотворения «Четыре сестрицы» Е. Карганов

 Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

 Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
ВЕСНОЙ называется (Воспитатель показывает картинку весны)

 Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ЛЕТО (Показывает картинку лета)

 Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
ОСЕНЬ золотая ( Показывает картинку осени)

 Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка - ЗИМА (Показывает картинку зимы)

- А какое сейчас время года? ( Осень) Назовите признаки осени.

- Назовите признаки весны, лета, зимы.

Воспитатель: справились с заданием, отправляемся дальше. На этой станции мы поиграем с вами в игру «Живая и неживая рирода». Я показываю вам карточки с изображениями живой и неживой природы, а вы называете мне к какой группе относится то или иное изображение.

- Молодцы, с заданием справились на отлично. Занимаем свои места в вагонах и отправляемся дальше.

Воспитатель: Следующая станция «Сказочная». Послушайте какую сказку я вам сейчас расскажу: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил был Иван Царевич. Баба-Яга хитростью заманила его в ловушку. Но он сумел выбраться. Дошел до большой и широкой реки, а моста нет. Махнул Иван Царевич три раза платком, и повисла над рекой дивная радуга, по нейон и добрался на другой берег. Бросилась Баба-Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые от следов Ивана Царевича. Другие - злые, где Баба-Яга ступала».

 

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, какие цветы «добрые»? (Лекарственные растения)

- Какие растения мы можем назвать «злыми»? (Ядовитые)

- Назовите, какие вы знаете лекарственные растения? (Одуванчик, клевер, поддорожник, василек, ромашка, зверобой, лопух, мята, шалфей, мать-и-мачеха)

- А назовите, какие вы знаете ядовитые растения? (дурман, болеголов, борщевик, ландыш, вороний глаз, белена, волчье лыко, лютик ядовитый)

 

Физкульт минутка:

Мы идем во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек, перейдем мы мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно – промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Немного отдохнули с вами и отправляемся дальше. На четвертой станции мы снова с вами поиграем в игру «Деревья и кустарники». Я вам показываю картинки с изобраниями деревьев и кустарников, а вы называете мне что это такое, и как называется то или иное дерево или кустарник. (Воспитатель показывает разные картинки с изображением деревьев и кустарников)

- Молодцы, много мне назвали и деревьев и кустарников, целый лес у нас получился. А какие виды леса вам известны? ( лиственный, хвойный, смешанный)

Воспитатель: Следующая станци называется «Загадочная» и чтобы туда попасть, необходимо отгадать нам загадки.

 

 

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.(Пчела)

 

Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят

(Стрекоза)

 

Красный  жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот  …( Божьей  коровкой).

 

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи 
Дружно строят … (Муравьи).
  

Её кокон, как яичко.
И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка,
Опасается сачка.

(Бабочка)

 

В темноте летает кто-то,
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский... (Жук)

 

На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...  
Как зовут его? ...(Кузнечик)

 

Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький …(Комар) 

 

Воспитатель: О ком были загадки? (О насекомых)

Занимайте свои места мы отправляемся дальше. Следующая остановка называется «Дикие и домашние животные». Делимся с вами на две команды. Первая команда вы бирает картинки диких животных, другая команда выбирает картинки домашних животных и кладут их каждый в свою коробку, предназначенную для каждой из команд.

- Ребята, а что вы можете рассказать о диких или домашних животных? (ответы детей кратко)

 

Воспитатель: На седьмой станции у нас живут птицы. Чтобы узнать о каких птицах идет речь, мы с вами поиграем в игру.

Игра называется: «Узнай птицу по описанию».

Я читаю описание птицы, а вы показываете ее на плакате.

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. А это очень красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. (Синица.)

3. У этой птицы красивое пестрое оперенье. Верх тела – черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красное. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. А у этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий. Большой, голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

 

Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок с детенышами, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный и растительный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Расскажите как это происходит? (Создают люди заповедники, существует красная книга)

- Скажите, что такое заповедник? (Ответы детей)

 

Воспитатель: Верно, заповедник - это место, где охраняются животные и растения. Здесь нельзя ловить и убивать животных, рвать цветы и редкие растения, ловить рыбу. Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. На нашей малой родине тоже есть свой заповедник, который называется «Брянский лес». Заповедник «Брянский лес» разделен надвое Неруссой — одной из самых красивых рек Брянской области. Ее истоки находятся на юго-западном склоне Среднерусской возвышенности, а впадает река в Десну — левый приток Днепра. В пределах заповедника ширина долины Десны достигает 15 км, а ширина поймы — 5 км.

   Заповедник «Брянский лес» был создан в 1987 году для охраны малонарушенных лесов типичного среднерусского Полесья. Кроме того, здесь проходит граница между южно-таежной и широколиственной зонами. История создания заповедника довольно непростая, ведь за лес во все времена велась активная борьба между хозяйственниками и защитниками природы.

На территории заповедника «Брянский лес» обитает 58 видов млекопитающих, 160 — птиц, 6 — пресмыкающихся, 12 — земноводных, 30 — рыб и 1 вид миног.

   Наиболее распространенными представителями среди млекопитающих заповедника «Брянский лес» являются белогрудый еж (Erinaceus concolor), бурозубка обыкновенная (Sorex araneus), крот европейский (Talpa europaea), рыжая вечерница (Nyctalus noctula), лесной нетопырь (Pipistrellus nathusii), водяная ночница (Myotis daubentoni), двухцветный кожан (Vespertilio murinus). Часто встречаются также волк (Canis lupus), лисица (Vulpes vulpes), лесная куница (Martes martes), лось (Alces alces), кабан (Sus scrofa), благородный олень (Cervus elaphus), европейская косуля (Capreolus capreolus) и др.

   В Красную книгу России занесены русская выхухоль (Desmana moschata) и гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus).

   Из редких видов птиц в заповеднике встречаются черный аист (Ciconia nigra), большой подорлик (Aquila clanga), мохноногий сыч (Aegolius funereus), лесной жаворонок (Lullula arborea) и серый сорокопут (Lanius excubitor), которого называют еще птицей-палачом. Дело в том, что он делает запасы на черный день, накалывая свою добычу на ветки терновника.

   Из земноводных фоновые виды — тритон обыкновенный (Lissotriton vulgaris), жаба обыкновенная (Bufo bufo), остромордая и травяная лягушки (Rana arvalis и R. temporaria). Малочисленных видов пять: гребенчатый тритон (Triturus cristatus), краснобрюхая жерлянка (Bombina bombina), чесночница обыкновенная (Pelobates fuscus), зеленая жаба (Bufo viridis) и квакша обыкновенная (Нуla arborea).

 

Воспитатель: Как вы думаете, только ли в заповеднике нужно защищать природу?

- Правильно, охранять природу нужно в любом месте где бы вы не находились, в парке, сквере, в лесу, в роще. Давайте с вами вспомним правила охраны природы, прослушав стихотворение.

 

«Лесные правила» (Н. Рыжова)

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек –

будь то ласка иль хорек, 
Еж лесной, речная рыбка –

скажет: ты – мой друг! Спасибо!

Воспитатель: У всех людей, у деревьев, птиц, насекомых, животных, есть один общий дом. Ребята, как можно назвать наш общий дом?

Земля.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце , дождь и гром,
И месяц молодой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко

Воспитатель: Чтобы сохранить этот огромный дом, мы должны правильно вести себя в лесу, в парке, у реки. Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Растите дети и берегите природу, свой край, свою страну, свой город, Землю. Она вернет вам заботу о себе - хорошим здоровьем, щедрым урожаем с полей и садов, веселым пением птиц в парках и скверах, красотой земного царства Природы. Для себя навсегда мы должны усвоить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле.

   Ребята, Царица Природы благодарит вас за проделанный путь по освобождению ее из плени злого Кощея Бессмертного. Она нам говорит, что теперь знает, что такое глобус и почему наша планета Земля такая разноцветная и красивая.

   А теперь, скажите, что нового и интересного вы узнали для себя из нашего путешествия? (Ответы детей)

-  Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир живой и неживой природы. Вам понравилось наше путешествие? Пора нам возвращаться в наш детский сад.