Консультация для родителей подготовительной группы
«Ребенок и школа»
Сегодняшняя наш разговор обусловлен событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6-7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Выделяются разные компоненты готовности к школе:
- Психологическая готовность.
- Физиологическая готовность.
- Педагогическая готовность: умение читать, считать, писать.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а формируется постепенно:
- в играх;
- в труде;
- в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности.
Психологическая готовность включает:
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность; интеллектуальную готовность.
Мотивационная готовность
Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной. В возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Мотивационная готовность включает в себя также такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Эмоционально-волевая готовность
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
- способность управлять своим поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление к достижению результата своей деятельности.
Волевая готовность предполагает умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий и исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия, умение управлять своим поведением.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоциональноволевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Коммуникативная готовность
К началу обучения в школе ребенок должен подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения. А именно такие качества, как вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Восприятие:
- различать цвет и форму предмета;
- по незначительным деталям определять предмет и различать его по величине и т.д.
- ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года);
- ориентироваться в пространстве (внизу, вверху, направо, налево, на другую сторону и т.д.).
Внимание:
- выполнять задания, не отвлекаясь около20 минут; - находить отличия между предметами;
- удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - уметь находить одинаковые предметы; - копировать в точности узор или движение.
Память:
- уметь запоминать не менее 8-10 предложенных слов или предметов;
- рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
- повторять дословно предложения из 9-10 слов;
- запоминать расположение 8-9 предметов;
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картины.
Мышление:
- объединять предметы в группы по определённым признакам;
- находить закономерности;
- выделять предмет, не подходящий к общим признакам;
- решать логические задачи;
- сравнивать предметы друг с другом находить сходства и различия; - уметь выстроить последовательность событий.
Речь:
У ребенка должно быть хорошее развитие фонематического слуха. Ребенок должен:
- различать буквы и звуки, выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку;
- составлять предложения из нескольких слов;
- составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок; - уметь задавать вопросы и отвечать на них; - иметь достаточный словарный запас.
Мелкая моторика:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку и линейку;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение
частей.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают, понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери. Должен знать времена года, их последовательность и основные признаки, название месяцев, дней недели, части суток, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
- Физиологическая готовность.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Сведения о состоянии здоровья ребенка обычно содержатся в его медицинской карте. Как правило, часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей могут столкнуться с серьезными трудностями в период начала школьного обучения.
Если же состояние здоровья и физические возможности будущего ученика не учитываются, то это может не только привести к осложнениям периода школьной адаптации, но и нанести серьезный вред состоянию ребёнка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и школе.
При оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка. В случае, если прогноз неблагополучен, рекомендуется начать обучение как можно позже и выбрать программу обучения, которая соответствует возможностям самого ребёнка (а не честолюбию его родителей) и не потребует от его организма чрезмерных энергетических затрат.
- Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками, такими, например, как знание букв и цифр, умение читать, писать и считать. Часто ошибочно считается, что именно наличие вышеуказанных навыков может говорить о хорошей подготовленности ребенка. Но на практике оказывается, что этих навыков часто бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность ученика. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих школьников чаще всего именно этим и занимаются, подменяя развивающие занятия, прохождением школьной программы первого класса.
Указанные компоненты готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к школе и учебе. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Впереди лето, возможность оздоровить ребенка и, если необходимо, закрепить то, что он недостаточно усвоил.
Всё, уважаемые родители, в ваших руках. Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.