Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
“Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В.А. Сухомлинский.
Понятие экологического воспитания дошкольников.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа).
Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Цель экологического воспитания - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Задачи экологического воспитания:
Задача 1:
Развивать у ребенка познавательный интерес к миру природы.
Виды деятельности:
Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующих получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
ознакомление с уголком природы;
посильный труд в уголке природы;
экскурсии по экологической тропе;
беседы с детьми;
игровая деятельность.
Средства:
Игры экологического содержания: «Загадки природы», «С чем нельзя в лес ходить»;
Природный материал (шишки, желуди);
Дидактические игры: (" Найди по описанию", "Что где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных"
Игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). ;
Учебно – наглядные пособия;
Пособия по экологии: «Добро пожаловать в экологию», «Занимательная экология».
Аудиозаписи «Звуки природы».
Календарь природы.
Задача 2.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Виды деятельности:
Проектная деятельность, развитие познавательного интереса ребенка, любознательности к различным областям знаний, формирование навыков сотрудничества, практических умений у детей, в области экологического воспитания;
наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
Чтение книг;
Беседы с детьми;
Игровая деятельность.
Средства:
Экологические сказки;
Учебно – наглядные пособия («Уроки экологии», «Юный эколог».)
Художественная литература о природе (произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки).
Совместный проект по экологии «Мир природы»;
Краткосрочный проект «Что растет на огороде».
Развивающая игра «Где живет вода?»;
Настольно – печатные игры: «Живая и неживая природа», Береги живое», «Цветы».
Задача 3
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Виды деятельности:
Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование природой, действия по уходу за растениями;
Беседы с детьми;
Экскурсии;
Игровая деятельность.
Средства:
Наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, гербарий, игровой материал;
Дидактические игры («В лес с корзиной», «Овощи – фрукты», «Кто в лесу живет», «Чей домик?»);
Аудиозаписи «Звуки природы»
Игры с песком и водой;
Настольные игры: «Воздух, земля, вода»;
Природный материал.
В формировании экологических представлений мы используем также
интерактивные ресурсы по экологии для дошкольников.
Например, мультимедийные дидактические игры «Дикие животные леса», «Ребенок м природа», «Экологический калейдоскоп».
Такие игры позволяют повысить наглядность обучения, стимулировать мотивацию обучения, развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Проектно - исследовательская деятельность также играет большую роль в экологическом воспитании дошкольников.
Ведь дети прирожденные исследователи. Хорошо организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Поэтому мы регулярно проводим с детьми опыты. Такие, как «Сравнение свойств песка и камня», «Волшебница-вода», «Тайны снега и льда», Опыты с водой с применением мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую можно заложить различную
информацию.
С помощью приёма мнемотехники дети заучивают текст и запоминают
последовательность его использования. Это помогает развивать воображение, творчество и познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. А главное - развивать память, образное мышление, логику, смекалку, умение связно мыслить, составлять рассказ.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. Такие, как «Накормим птиц зимой», Акция по сбору батареек, экологический проект «Спасем планету от мусора».
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
Также Дети и родители с большим интересом приняли участие в проекте «Мой любимый природный парк». Целью этого проекта стало знакомство детей с природой парка и бережного отношения к его богатствам.
В процессе работы дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка и формированию экологических представлений.