Конспект НОД по русскому языку в старшей группе
Тема: «Сайылык»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Приоритетное направление - «Речевое развитие».
Цель: закрепление знаний о жизни людей сайылыка в игровой форме.
Программные задачи:
Образовательные:
- обогащать словарь детей;
- совершенствовать грамматический словарь.
- Развивать коммуникативные и речевые навыки.
- Развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать звуковую культуры речи;
- воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
- воспитывать желание общаться в коллективе сверстников.
Развивающие:
- развить навыки речевого общения;
- развить связную речь;
- развить речевое творчество;
- развить зрительное внимание и мышление.
Задачи «Физического развития»:
- Способствовать развитию двигательной активности детей.
Ход НОД
Вводная часть
Дети в национальных костюмах под музыку входят в группу и садятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: вы знаете, что мы живем в далекой Якутии, где зима бывает долгой, холодной, суровой, а лето коротким. После долгой зимы наконец наступает долгожданное теплое, благодатное лето, которого мы так ждали, сейчас, мы поговорим о лете. Скажите, какие дни бывают летом?
Дети: теплые, светлые, яркие
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете что летом в деревне люди переезжают жить в сайылык? Где занимаются фермерством, чтобы у коров было где пастись для хорошего удоя и отличного качества молока. Заготавливают сено на зиму для скота. Дети ходят по ягоды, рыбачат, а по вечерам собираются и играют в поле.
Воспитатель: Дети, моя бабушка приглашает нас в гости, хотите пойти? (ответ детей) Сейчас мы встанем, друг за другом и пойдем по дорожке. Она нас приведет к домику где живет бабушка.
Основная часть
Сюрпризный момент
Бабушка: Здравствуйте ребята, мы каждое лето переезжаем жить в сайылык, у нас своя маленькая ферма. Хотите посмотреть?
Дети: да
Дидактическая игра «Найди лишнее животное».
- Нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.
(В титиике коровы, телята, курицы, свиньи, собака, медведь, лиса, волк )
Дети друг за другом называют этих животных: я вижу медведя, я вижу лису, я вижу волка
Дети: медведь, лиса, волк – лишние, так как они не живут рядом с людьми. Медведь, лиса, волк дикие животные они живут в лесу.
Воспитатель: Молодцы!
Упражнение « Подбери действия»
Курицы что делают? (несут яйца, клюет зерно)
Свинья что делает? (хрюкает, ест итд)
Коровы что делают? ( мычит, дает молоко, ест сено)
Телята что делают? (бодаются, ест сено)
Собака что делает? (охраняет телят)
Бабушка что делает? (доет корову, кормит куриц, чистит хлев свиньи итд)
Рассматривание сюжетной картинки
Воспитатель: Ребята я вам принесла вот такую картину. Скажите что вы видите на картинке?
Кто нарисован на этой картине?
Что они делают?
Кто живет на ферме?
Назовите картину, одним словом?
Чем питаются, и кто приносит им еду?
Какую пользу приносят?
Какое животное вам больше нравится?
Кто построил для них титиик? (при необходимости подсказки воспитателя)
Воспитатель: замечательно ребята, много вы знаете о жизни домашних животных!
Физминутка
Мы гуляли, мы гуляли Мы гуляли, мы гуляли Мы гулял, мы гуляли
И корову повстречали, И лошадку повстречали, И собачку повстречали,
Поздоровались: Поздоровались: Поздоровались:
Му-му! Иго-го! Гав-гав!
Воспитатель: и вот мы познакомились с фермой бабушки, теперь пойдемте собирать ягоды. Кто ни будь собирал ягоды раньше?
Дети: да
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
Воспитатель: Посмотрите это ыа5ыйа, он изготавливается из берестяной коры, покрытая тиснеными узорами, выкрашенная в разнообразные цвета. Сейчас мы берем каждый по ыа5ыйе и будем собирать ягоды.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру у медведя во бору. Надо выбрать одного ведущего, который будет медведем а все остальные идут за линию и готовятся пойти за ягодами ( на полу лежат ягоды)
Воспитатель: ребята давайте посчитаем, кто собрал сколько ягод? Считают ягоды
Воспитатель: а как можно назвать эти ягоды?
Дидактическая игра «Подбери родственные слова»
Земляника – земляничка, земляники, земляничина, земляничинка
Брусника – брусничка, брусники, брусничник, брусничный
Малина – малинка, малинке, малинник, малиновка, малиновый
Черника - чернишенка, черничный, черничка
Воспитатель: лесные ягоды очень ароматные. Давайте вдохнем этот аромат?
Дыхательная гимнастика. Дети делают медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задерживают дыхание и медленно выдыхают, произнося «А-а-ах». Повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы ребята! Смотрите сколько мы собрали ягод для бабушки. Теперь ей и зима не страшна с такими запасами.
Заключительная часть
Воспитатель: бабушка это тебе дети собрали ягоды.
Бабушка: спасибо большое дети, в благодарность я даю вам конфетки.
Воспитатель: где мы сегодня были? Что мы там делали? Что нового узнали?