Цвяткова Яна Леонидовна
МБДОУ «Солнышко» СП № 148, г. Нижний тагил
заведующий детского сада
Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние
на психологическое здоровье детей.
Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда к чему стремится человек на протяжении всей жизни.
В последнее время говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В процессе выполнения любой работы, людям свойственно испытывать физические нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной и в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подтверждены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка педагогов в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, то есть профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к совей профессиональной деятельности. Оно связано с психологической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. к равнодушию).
Педагог и психолог Ю.Л. Львов называет профессиональную деятельность педагога после 10 – 15 лет работы так называемым «педагогическим кризом». Он выделяет три основных фактора, способствующие развитию «педагогического криза»:
- Стремление педагога использовать новые достижения и возможность их реализовать в сжатые сроки.
- Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять –неизвестно.
- Возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя. В это период возникают эгоистические мотивы в преподавании, иногда брюзжание, в методах встречаются излишняя строгость, «наведения страха». Создается психологическая напряженность во взаимоотношениях с детьми.
В течение рабочего дня педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с целым рядом напряженных ситуаций:
- Ситуация взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплиныи правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога, глупые вопросы);
- Ситуации, возникшие во взаимоотношениях с коллегами и администарцией учреждения 9резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в детском саду и т.д.)
- Ситуация взаимодействия педагога с родителями детей.
Профессиональный педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование своей личности педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.
Поведение современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются грубость, несдержанность, окрики, оскорбления и т.д. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для педагога, отравляя его организм , а так же для его воспитанников. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Неудивительно, что учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.
Состояние психики и психологическая подготовленность педагогов играют немалую роль в общении и достижении учебных и воспитательных целей. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с руководителем или коллегами, то каких детей он моет воспитать или обучить чему – либо? Такое состояние современного педагога одна из причин того, что в настоящее время много детей с заниженной самооценкой, испытывающих «страхи», с эмоционально неустойчивой психикой. Но нельзя в этом обвинить педагогов. Они скорее, заслуживают сочувствия, нежели осуждения.
Преобладающие синдромы профессионального выгорания:
- Редукция профессиональных обязанностей;
- Переживание психотравмирующих обстоятельств;
- Эмоционально-нравственная дезориентация;
- Расширение сферы экономии эмоций;
- Личностная отстраненность;
- Психоматические и психовегетативные нарушения.
Поэтому, педагогам нужно помогать оценивать свое психоэмоциональное и физическое состояние, скорректировать его, а так же научить методам снятия психофизического лечения. На занятиях применяются различные методики: релаксация, медитация, гимнастика хорошего настроения.
Сейчас очень много говорят и пишут о психологическом здоровье детей, о профилактической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарными методам оздоровления, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.
Заведующий МБДОУ «Солнышко» СП № 148 Цвяткова Я.Л.