Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6643 НОД «Хлеб - всей жизни голова»

Опубликовано 11.09.2021

 

 

План- конспект НОД с детьми подготовительной группы

«Хлеб – всей жизни голова!».

СКАЧАТЬ (с фото)

(собираем урожай пшеницы)

Разработала воспитатель МБДОУ д/с №11 Кибец Елена Яковлевна.

 

Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме.

 

Задачи: Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий

Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления. 

Показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда.

 

Предварительная работа: Знакомство с зерновыми культурами и процессом выпечки хлебобулочных изделий, с трудом хлеборобов и историей посевных работ.

 

                                     Ход:

 

Дети располагаются на полянке, возле пшеничной грядки.

Воспитатель: Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба! Как же пшеница стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так, как рассказано в сказке.

 

                        Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лесной реки жило племя первобытных людей. Каждый делал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины обтачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно из этого злака.

Вскоре многие женщины и девочки племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зернышках, вкусных и сытных, способных долго храниться, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.

- Чем занималось племя первобытных людей?

- Что нашла девочка Ирата?

- Зачем первобытные люди собирали колоски дикой пшеницы?

- Понравился ли людям хлеб?

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья современной культурной пшеницы уже не похожи на колоски, называемой однозернянкой.

 

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

К хлебу люди относятся бережно, с уважением. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Проверим, знаете ли вы их. Я буду говорить начало, а вы – продолжать.

  1. Худ обед - .....(коли хлеба нет)
  2. Кто трудиться рад, …..(тот будет хлебом богат)
  3. Хлеб - …..(всему голова)
  4. Хлеб – батюшка, …..(а водица – матушка)
  5. Хлеб да вода - …..(мужицкая еда)

 

В старину в период жатвы пшеничные колосья срезали острым серпом, потом связывали их в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин — скирдами».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами, чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.

 

Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины — трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

-У нас с вами поле маленькое, к нам не приедут трактора. Но оно хоть и маленькое, но самое настоящее. Мы с вами смогли вырастить и пшеницу, и рожь, и овес. Сейчас мы соберем наш урожай и свяжем снопики, как это делали давно хлеборобы.

 

(Дети собирают урожай, связывают снопики, рассматривают колоски, сравнивают, ищут сходство и различия.)

- Собранный урожай – большая радость. Закончился тяжелый труд, закрома полны пшеницы, значит никто не останется голодным, можно и повеселиться. Мы тоже с вами на радостях можем повеселиться.

 

                                Игра «Подбери колосок»
Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежат колоски (колосков на один меньше числа участников). Когда музыка смолкает — все берут с пола по колоску. Тот, кто остался без колоска, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется

последний участник.

 

         Хороводная игра  «Ну, ребята, не зевайте, колосок передавайте»

 

                                Хоровод «Колоски»

                                Танец девочек.

 

 

                  Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

                  Хлеб наш насущный всегда был в почете.

                  Низкий поклон мастерам урожаев,

                  Тем, кто зерно в закромах умножает,

                   И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)