Гимадиева Миляуша Талгатовна
ДО МБОУ "Лицей-186 "Перспектива"
Приволжского района г.Казани
Конспект открытого занятия по ФЭМП с элементами мелкой моторики.
СКАЧАТЬ (с картинкой)
Цель: Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Нас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку —
Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать?
(Пальчики)
Воспитатель: Сейчас мы немного разомнем свои пальчики.
1. Пальчиковая гимнастика
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
2.- Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас и проверим. Я загадаю загадки, а вы должны отгадать, какая это сказка.
В этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, вторая – пироги печет, третий – играет на гармонике, а четвертый их охраняет.
Каждый должен построить теремок из счетных палочек.
- Чей теремок выше? Ниже?
Чей теремок шире? Уже? И т. Д
- Посчитайте, какое количество палочек ушло на дом
3.Воспитатель: Ребята, а теперь нам надо угадать, кто этот герой сказки.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыба)
(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).
— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, и посчитаем сколько прищепок нам понадобилось (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).
Зимой и леток одним цветом. (Ель)
(Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам. (Расческа)
(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец. (Ёжик)
(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).
Ночью спрячется оно —
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное. (Солнце)
(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
4.Воспитатель: Вот и отдохнули. А теперь я предлагаю сыграть в игру «Веселые раскраски»
Для этой настольной игры необходим кубик с костями и раскраски с цифрами.
Итак, всё готово и можно приступать! Пусть первый участник бросит кости и в соответствии с выпавшей цифрой закрасит только один участок на своём Изображении. Например, если выпала цифра 2, то закрасить нужно только один фрагмент с номером 2. Пока он будет раскрашивать, кости бросает второй участник и тоже закрашивает у себя на рисунке соответствующий участок. Когда будет выпадать цифра, которой отмечены уже закрашенные участки, то игрок пропускает ход и передает возможность бросать кости своему сопернику.
Таким образом, кто первым сможет закончить разукрашивать рисунок, тот и победил!
— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.
Упражнения с бумагой.
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
Сортировка мелких предметов.
Очень важно, чтобы малыш это делал щепотью- то есть тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». То есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Игры - шнуровки Марии Монтессори:
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Рисование по точкам.
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
1. Сколько пальцев?
Цель игры : развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.
Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев (от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей - одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
Игры с крупами.
Оборудование: рис, гречка, горох.
Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетая пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.