Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7897 "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении"

Опубликовано 17.04.2023
Тарануха Елена Анатольевна
МБДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад №23"
Краснодарский край, Краснодар
Воспитатель

 

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

 «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

                                                От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                 духовная жизнь, мировоззрение, умственное

                                                         развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

 

       В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

       Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

       Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

        Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.  Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

        Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок с включением подвижных игр, утреннюю гимнастику; бодрящую гимнастику после дневного сна; ходьбу по массажным коврикам (босохождение); закаливание; физкультминутки; минутки здоровья; физкультурные досуги или развлечения; артикуляционную гимнастику; пальчиковую гимнастику; дыхательную гимнастику; гимнастику для глаз; корригирующую гимнастику; игры на развитие мелкой моторики; релаксацию; подвижные игры; культурно – гигиенические навыки.

  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

          Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

          Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования ученых Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.

           В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования ученых Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.

          Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий.

          Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного  процесса.  Можно  их  рассматривать  как  одну из  самых 

перспективных систем современного времени и как совокупность методов  и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

 

                                                    Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

                                                    «Центр - детский сад №23»

                                                     Тарануха Е.А.