Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8508 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с одарёнными детьми»

Опубликовано 08.04.2024

Труфанова Виктория Юрьевна
МБДОУ №6 «Ромашка», г. Междуреченск
Музыкальный руководитель

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с одарёнными детьми

 

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к театрализованной деятельности с дошкольного возраста способствует раскрытию у них самых разных талантов.

В ДОУ театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение.

Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, обозначаем проблему поиска оптимальных путей развития одарённых детей, педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.

Именно поэтому, работу с категорией одаренных детей мы строим поэтапно:

1 этап- диагностико- организационный, с целью выявления и подготовки условий для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду;

2 этап- практический- осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами, детьми и родителями;

3 этап- аналитический- переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. В связи с этим были разработаны критерии оценки детей, одаренных в театрализованной деятельности.

Это:

-умение свободно и раскрепощенно держаться на выступлениях перед зрителями;

-способность с увлечением импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;

-умение различать настроение, эмоциональное состояние персонажей;

-способность быстро и прочно запоминать текст; -обладание обширным словарным запасом;

-умение самостоятельно сыграть свою роль.

Дети с признаками одаренности легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями. В групповой образовательной деятельности нужно стараться выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям.

Также творческий потенциал и развитые способности детей необходимы при подготовке театрализованных представлений. И хотя на групповом игровом сеансе детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

- Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности.

- Поощрение исполнительского мастерства в развитии умения непринужденно и свободно держаться на выступлениях, побуждении к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и т.д.

- Приобщение детей к театральной культуре.

- Знакомство детей с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.

- Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином образовательном процессе.

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми.

При проведении занятий педагогический процесс выстраивается на вариативной основе, создании атмосферы эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.

Репертуар, предлагаемый детям с признаками одаренности, не обязательно сложнее, но разнообразней и вариативней, и должен подбираться с учётом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы театрализованной студии не сводится к простому заучиванию и репетициям. В работе с детьми всегда должно оставаться место для импровизации и творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в театрализованной студии. Это позволит значительно поднять уровень развития детей, сформировать у них творческий подход не только к театрализованной, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.

Реализацию поставленных целей следует добиваться через решение ряда задач:

- формирование у детей навыков творческой деятельности;

- развитие навыков артистического мастерства;

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;

- развитие умения перевоплощаться в сценический образ.

Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами, и родителями. В связи с этим подбираются разнообразные формы работы в этом направлении:

1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей.

2. Организация условий для музыкально-театрализованной деятельности: костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (магнитофон, фортепиано, микрофоны).

3. Создание учебно-методического обеспечения:

- методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;

- картотека стихов, потешек, загадок, сказок; - сценарии досугов и праздников;

- картотеки дидактических музыкальных игр;

- фонотека, медиатека по данному направлению;

- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.

4. Организация театрализованной студии.

5. Участие в муниципальных, городских, областных музыкальных и театральных конкурсах и выступлениях.

Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём.

Использование куклы помогает детям увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Это способствует активизации интереса детей, развитию у них артистических способностей, побуждает детей к импровизации, самостоятельным творческим поискам выразительных средств исполнения.

Театрализованная деятельность является основой творческого и интеллектуального развития детей в нашей студии, она способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех познавательных процессов. Чем раньше и больше разных ролей ребёнок проиграет в детском театре, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. Поэтому театрализованная деятельность является мощным инструментом развития всех качеств личности, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры, способствует интеграции всех образовательных областей, что соответствует ФГОС. Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка.

Взаимодействие с семьёй выстраивается по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- семейный опыт, семейные традиции воспитания детей и т. д.

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.

3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок-передвижек. Таким образом, родители имеют возможность ознакомиться с репертуаром, а также узнать о формах работы театрализованной студии. расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.

Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого может быть организован на собраниях, музыкальных гостиных, мастер классах показ видео-информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию творческих способностей детей. Таким образом, система занятий в театрализованной студии позволяет значительно поднять уровень артистического развития детей, формирует у них творческий подход не только к театрализации, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях.