Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8509 Мнемотехника как средство развития связной речи детей с ОНР

Опубликовано 10.04.2024

 

Мнемотехника как средство развития связной речи детей с ОНР

срок реализации 1 год

 

     Автор-составитель:

                                                                                  Полубабкина Наталья Александровна

                                                             Учитель-логопед

 

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.1.Актуальность…………………………………………………………………….3

 1.2. Цель,задачи……………………………………………………………………..4

2. Содержание программы………………………………………………………….5

2.1.Направления работы…………………………………………………………….5

2.2 Этапы обучения………………………………………………………………….5

3. Учебно-тематический план………………………………………………………7

4.Предполагаемые результаты…………………………………………………….11

5.Методическое обеспечение……...………………………………………...…….12

Список использованной литературы……………………………………………..13

Приложение…………………………………………………………………………14

 

 

  1. 1.    Пояснительная записка

 

1.1 Актуальность

Как известно, коррекционное воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Правильная организация обучения детей с ОНР является очень сложным делом. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, инновационных методик. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка с ОВЗ и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, также относительно сохранными остаются возможности смыслового и логического запоминания. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не только изображения предметов, а также символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животный используется елка, а для обозначения домашних - дом.

 

1.2. Цель: Формирование связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи при помощи методики «мнемотехника»  

1.3.  Задачи:

- Развивать умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы

- Обучать детей правильному звукопроизношению.  

- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

 

 

2. Содержание программы

2.1.        Направления работы

Работа программы по развитию связной речи посредством мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям:

- обучению составлению рассказа

-  разучиванию стихотворений

-  отгадыванию загадок

- составлению описательного рассказа

2.2. Этапы обучения

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.
Далее для обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый  план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы.
На занятиях необходимо учить не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
• цвет - дети рисуют цветовые пятна;
• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;
• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины;
• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится;
• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета;
• рука - какие действия совершают с этим предметом;
• знак вопроса - название предмета или объекта;
• восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот

предмет. и т.д.

 

 

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и логопеда, а это, в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей подготовительной группы

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю;

• 4 занятия в месяц;

• 34 занятия в год;

Форма занятий – подгрупповая

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

 

 

  1. 3.       Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

 

Содержание

Кол-во учебных

часов

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Сентябрь

3 неделя

«Лето»

 

Заучивание стихотворения «Опять смеётся лето» Автор В. Белозеров

                1     

4 неделя

«Осень»

 

Составление рассказа по теме

 

1

Октябрь

1 неделя

«Фрукты»

 

Составление мнемозагадок

1

2 неделя

«Овощи»

Составление описательного рассказа об овоще по выбору ребенка

1

3 неделя

«Домашние птицы»

 

Составление описательного рассказа о домашней птице

1

4 неделя

«Перелетные птицы»

Заучивание стихотворения «Осенняя песенка»

1

Ноябрь

1 неделя

«Домашние животные и их детеныши»

 

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

« Грибы»

 

Заучивание стихотворения «Белка шалунишка»

1

3 неделя

«День матери»

 

Составление описательного рассказа о маме

 

1

4 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы»

Составление мнемозагадок

1

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Декабрь

1 неделя

«Зима»

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

«Дикие животные и их детеныши»

Составление мнемозагадок

1

3 неделя

«Зимние забавы»

 

Заучивание стихотворения

«Во дворе»

1

4 неделя

«Новый год»

Составление описательного рассказа о Новогодней ёлке

1

Январь

3 неделя

«Животные жарких стран»

Составление мнемозагадок

1

4 неделя

«Морские, речные и аквариумные обитатели»

Составление описательного рассказа о рыбе

1

5 неделя

«Семья»

 

Составление рассказа о своей семье

1

 

 

 

 

Февраль

1 неделя

 

«Знакомство с народной культурой и традициями»

 

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

«Профессии»

Составление описательного рассказа

1

3 неделя

«День защитника отечества»

Заучивание стихотворения по теме

1

4 неделя

«Транспорт»

Составление мнемозагадок

1

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

 

Заучивание стихотворения по теме

1

2 неделя

«Весна»

Составление описательного рассказа

 

3 неделя

«Культура народов севера»

Составление рассказа «Мой Ямал»

1

4 неделя

«Мебель»

 

Составление мнемозагадок

1

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Апрель

1 неделя

«Человек»

 

Составление описательного рассказа «Человек»

1

2 неделя

«День космонавтики»

 

Заучивание стихотворения по теме

1

3 неделя

«Растения и животные весной»

Составление рассказа по теме

1

4 неделя

«Продукты питания»

Составление мнемозагадок

1

Май

1 неделя

«День победы»

Заучивание стихотворения по теме

1

2 неделя

«По дороге в школу»

 

Составление мнемозагадок по теме

1

3 неделя

«Лето»

 

Составление рассказа «Как я проведу лето»

 

1

4 неделя

«Насекомые»

 

Составление описательного рассказа

 

1

 

 

Взаимодействие

 

Месяц

Педагоги

Родители

Социум

Сентябрь

Составление схем по годовым лексическим темам

Групповые, индивидуальные консультации

 

Октябрь

Развлечение с использованием моделей артикуляции звуков

Круглый стол «Общение с ребёнком»

Экскурсия в пожарную часть

Ноябрь

Составление комплекса физических упражнений 

Мастер-класс «Рисуем стихи»

Посещение театра «Северная сцена»

Декабрь

Нетрадиционные техники рисования мнемотаблиц (воспитатель ИЗО)

Стенд «Методические рекомендации»

 

Январь

Интегрированная НОД «Эмоции в мнемотаблицах» (педагог-психолог)

Консультация «Развиваем связную речь»

 

Февраль

Проведение логоритмических упражнений (Музыкальный руководитель)

Мастер-класс

«Использование сайта интерактивных игр «Мерсибо» для выполнения домашнего задания»

Посещение городского музея искусств

Март

Интегрированная НОД с использованием графической схемы выстраивания фраз (воспитатель)

Открытое НОД «Поэма «Моя мама»

 

Апрель

Викторина «Животные жарких стан» (Педагог-эколог)

Круглый стол «Наши успехи»

 

Экскурсия в школу

Май

Интегрированная НОД «Скоро в школу» (педагог-психолог)

Оформление мнемоальбома

 

 

  1. 4.       Ожидаемые результаты:

К концу года, проведя систематическую работу по формированию связной речи по средством инновационной методики «Мнемотехника», дети с ОНР должны:

 

- Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

 

- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

  • Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
  •  Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться со сверстниками и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
  • Появился   интерес к заучиванию стихов;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи своих сверстников.

 

 

Методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы и организации качественного воспитательно-образовательного процесса необходимо создать условия и методическое сопровождение.

Педагогу: магнитная доска, методические пособия, художественная и научная литература, журналы. Детям: разработки игр, авторских мнемотаблиц; иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, раздаточный материал (в соответствии с темой занятий), картинный материал.

 

 

Список использованной литературы:

1. А..М. Бородич. Методика развития речи детей. М. 1984 год.

2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)

4. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа для дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ , 2014-с.

6. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б, Чиркина Г.В.

 

 

 

Приложение

 

 

Диагностика уровня сформированности связной монологической речи

Проводится в начале обучения (стартовая – сентябрь) и в конце года (итоговая-май)

Комплексное обследование связной речи по методике В.П. Глухова   позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Задание 1: Составление предложения по трем картинкам (например, девочка , корзинка , лес ).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.
Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание 5 баллов.
Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации 4 балла.
Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание 3 балла.
Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь 2 балла.
Предложенное задание не выполнено 1 балл.
Оценка результатов.
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 2: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) .
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого мы использовали знакомую детям сказку: Гуси-лебеди . Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла.
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста 3 балла.
Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента 2 балла.
Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл.
Задание не выполнено 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.


Задание 3: Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок .
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Мы использовали серию из четырех картинок по сказке Теремок. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла.
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок -3 балла.
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь -2 балла.
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету -1 балл.
Задание не выполнено 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.


Задание 4: Сочинение рассказа на основе личного опыта .
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.
Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.
Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания 4 балла.
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла.
В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна 2 балла.
Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий 1 балл.
Задание не выполнено 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.


Задание 5: Составление рассказа-описания .
Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция. При описании куклы дается следующая инструкция-указание. Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове и т.п.
Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета 4 балла.
Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета -3 балла.
Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета 2 балла.
Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания 1 балл.
Задание не выполнено 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.