Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8522 Педагогический проект «Я живу в Озерске»

Опубликовано 14.04.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43»

 

Проект

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с родным городом Озёрском.

 

Родина для человека – самое дорогое

и священное, без чего человек

перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

 

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Причём этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом – миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы и художники пишут музыку, картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Хочется, чтобы город, в котором живут дети, стал бы для них любимым! Этот проект посвящается Озёрску – городу, который является Родиной детей моей группы. 

В данном проекте речь пойдёт о знакомстве с родным городом, о его истории и его влиянии на воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение; разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Руководители проекта: воспитатель Гринь Ольга Викторовна, воспитатель Черняева Людмила Владимировна

Консультант проекта: старший воспитатель Лукиных Эльвера Дагватовна.

Место реализации проекта: МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 43.

Актуальность

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.

В концепции модернизации российского образования сказано:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди,  которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине – месту, где родился, к своему городу.

В наше сложное время, когда трудно во что-то верить, трудно осмысливать положение слоев населения, воспитателям детских садов необходимо просто заниматься патриотическим воспитанием детей. Вера в любовь к своей малой родине перерастет в любовь ко всему, что тебя окружает. Ты будешь чувствовать себя частичкой того, большого, что может свернуть горы, если затронули твое самое дорогое. Патриотизм – это любовь к окружающему тебя пространству, миру, воспитание любви к ближнему, детскому саду, городу, родной улице, родному дворику, а также любви к труду, уважение к старшему поколению. Воспитание патриотических чувств ведет к улучшению нравственности в обществе.

 

Проблема

Из бесед с детьми, опроса родителей воспитанников и на основе диагностики дошкольников, у них выявлен дефицит знаний о родном городе, его героях, достопримечательностях.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, предприятиями нашего города, людьми разных профессий и т. д.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, не называют улицу, на которой живут, не знают достопримечательности и памятные места Озерска.  Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Гипотеза

Не следует ждать от детей, взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о городе и его достопримечательностях, будут знакомы с профессиями родителей, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 Полученные знания о родном городе будут способствовать дальнейшему развитию нравственно – патриотических чувств у детей, интереса к жизни города, уважительному отношению к горожанам.

 

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип системности.

Этот принцип представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детьми детского сада разных возрастов.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

 

Цель проекта

Воспитание у старших дошкольников бережного отношения ко всему тому, что их окружает, чувства уважения к жителям города, гордость от осознания принадлежности к жителям Озёрска через обогащение, расширение знаний и представлений о родном городе, его основателях, местоположении, символике, культуре, истории и промышленно-индустриальной значимости.

 

Задачи проекта

Образовательная:

1. Расширить знания детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, ремесла).

2. Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

3. Познакомить детей с литературными произведениями об Урале; с уральскими поэтами, городскими поэтами и их лирикой.

4. Способствовать формированию у детей и родителей устойчивого интереса к культурным ценностям города. 

Развивающая:

1. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.

2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

3. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения истории своего города.

4. Развивать творческие способности детей.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.

2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнёрских отношений между родителями и детским садом.

3. Формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Задачи образовательных областей:

Коммуникация:

• Развивать свободное общение со взрослыми;

• Развивать все компоненты устной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей.

Социализация:

• Развивать игровую деятельность;

• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.

Познание:

• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Художественное творчество:

• Развивать детское творчество.

Чтение художественной литературы:

• Приобщать к словесному искусству.

 

Предполагаемый результат проекта

В ходе реализации проекта дети получат знания о нашем городе, об истории города, его символике и о его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш город.

Название нашей Родины – Россия; край, в которой мы живем – Урал; город – Озёрск.

1. Знать названия окружающих улиц, домашний адрес.

2. Узнавать символику города, его достопримечательности, памятники, исторические места и названия по фотографиям, уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

3. Знать место работы родителей, предприятия родного города и их значимость; природоохранные мероприятия. 

4. Знать людей, основавших и прославивших город.

5. Знать народные промыслы Урала (каслинское литьё, урало-сибирская роспись).

6. Находить свой город на карте области, показывать и называть озера, которые окружают наш город.

7. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе, а о себе, как о жителе города.

8. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.

9. Формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (компьютер, книги, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи).

10. Знать произведения  об Урале, произведения уральских и городских поэтов.

11. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Предполагаемый продуктивный результат:

• Создание коллективной работы «Улицы нашего города».

• Изготовление макетов совместно с родителями «Достопримечательности Озёрска». 

• Оформить фотовыставку совместно с родителями «Любимые места Озёрска».

• Оформить стенд рисунков детей «Мой чистый город будущего», «Вечерний город».   

• Печатная презентация «Мой любимый город».

• Опыты семейного воспитания «Природное окружение», «Любимые места Озёрска».

• Фотоальбомы «Озёрск – промышленный город», «Профессии родителей».

• Составление творческих рассказов детьми о городе, о себе, как о жителе города.

• Оформление выставки «Промыслы уральских умельцев».

• Конспект экскурсии по городу Озёрск.

• Конспект «Конкурс чтецов произведений уральских поэтов»

• Конспект интегрированного мероприятия «Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы».

 

Этапы реализации проекта

I Этап – Подготовительный.

• Выбор темы.

• Изучение методической литературы.

• Определение участников проекта.

• Постановка проблемы.

• Постановка цели и задач.

II Этап – Разработка проекта.

• Планирование.

• Разработка этапов проектной деятельности.

• Подбор методов и приёмов работы.

• Беседы с родителями о том, что они знают о родном городе, его истории, достопримечательностях.

• Беседы с детьми с целью выявления знаний и представлений о родном городе.

• Разработка примерных конспектов мероприятий.

• Создание предметно-развивающей среды, для продуктивной и творческой деятельности детей.

• Подбор сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и атрибутов.

• Подбор дидактических игр.

• Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.

• Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности.

• Подобрать художественную литературу уральских поэтов и писателей, иллюстрации, дополнительный материал для игровой деятельности детей.

• Подбор песен и музыкальных произведений о родном городе, об Урале.

• Заинтересовать детей и родителей.

III Этап – Реализация проекта.

Совместная и самостоятельная деятельность участников по реализации проекта.

Организация (содержание) деятельности проекта включает в себя два направления:

• работа с детьми;

• сотрудничество с родителями воспитанников.

IV Этап – Заключительный.

• Обобщение материала.

• Выставка работ и поделок, сделанных руками родителей и детей, а также макета города Озёрска.

• Открытое мероприятие с детьми на знание города, профессий, природы и животных нашего края – «Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы».

• Конкурс чтецов произведений уральских поэтов.

• Подведение итогов по усвоению детьми темы.

• Презентация проекта для родителей.

 

 

Методы проектной деятельности

Познавательно-игровые занятия, наблюдения, беседы, совместные игры, анкетирование, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов, придумывание сказок и рассказов,  разнообразная художественно-творческая деятельность,  работа с родителями.

 

Содержание проектной деятельности

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний (познание, коммуникация, речевое развитие, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность, социализация) для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод даёт возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, даёт возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.

 

 

 

Вид

деятельности

Образовательная

область

 

Мероприятие

Продукт

деятельности

 

Познавательно-исследовательская

ЦЕЛЬ: Знакомство с городом, его историей, памятниками и достопримечательностями, символикой города. Дать знания детям о, предприятиях города. 

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

НОД.

Беседа.

Рассматривание картин и иллюстраций.

Посещение библиотеки.

Просмотр видеозаписи: мультфильм, фильм.

Организация в группе уголка краеведения.

Оформление выставки «Промыслы уральских умельцев».

 

Чтение

ЦЕЛЬ: Учить детей пользоваться книгой, как источником получения информации.

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Чтение стихов, сказок и небольших рассказов уральских писателей.

Чтение пословиц, поговорок о родине, загадок.

Обыгрывание и театрализованная  постановка по произведениям.

Конкурс чтецов произведений уральских поэтов.

 

Художественно-изобразительная

 

ЦЕЛЬ: формировать умение видеть прекрасное в простых вещах.

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

НОД.

Рисование по теме.

Оформление в технике аппликация.

Посещение ДХШ.

 

 

Выставка детских работ «Вечерний город».

 

Музыкально-художественная

ЦЕЛЬ: Развивать умение слушать, импровизировать, развивать ритмику движений уральских танцев.

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Слушание музыкальных произведений в детском саду, в музыкальном училище, ДМШ.

Поход в театр (детский сад, родители).

Слушание и разучивание  песен о родном городе, об Урале.

 

Вечер развлечений «Уральский хоровод».

Оформление стенда «Песни и стихи об Озёрске».

 

Речевая творческая

 

ЦЕЛЬ: Учить составлять связные рассказы. Развитие творчества.

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры.

Беседы.

Сочинение загадок.

Придумывание описательных рассказов.

Альбом с творческими рассказами детей: «Город, в котором я живу», «Я хозяин города», «Если бы я был главой города, то…».

 

Продуктивная

 

ЦЕЛЬ: Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Изготовление атрибутов к ролевым играм.

Рисунки, аппликация, поделки, макеты.

Создание коллективной работы «Улицы нашего города».

Атрибуты к ролевым играм.

 

Игровая

 

ЦЕЛЬ: Развивать и усложнять известный сюжет, отображать общественно-политические события, отношения взрослых, формировать дружеские взаимоотношения.

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры.

Режиссерская и театрализованная игра.

Настольно-печатные игры.

Словесные игры.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

 

Новые дидактические игры.

Новые сюжеты игр.

Новые атрибуты.

 

 

Коммуникативная

ЦЕЛЬ: Формировать у детей понятие «малая родина», расширять словарный запас расширять знания детей об улицах родного города, развивать связную речь, память, образное мышление.

 

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

 

НОД.

Беседы.

Рассматривание книг, сборников, открыток, иллюстраций.

Оформление ознакомительного стенда про Озёрск.

Конспект «Конкурс чтецов произведений уральских поэтов».

Конспект интегрированного мероприятия «Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы».

 

 

Самостоятельная

 

ЦЕЛЬ: Развитие самостоятельной творческой деятельности.

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Рисование.

Рассказывание сказок.

Обыгрывание сказок.

Дидактические игры.

Дидактические упражнения.

Подвижные игры.

Ролевые игры.

Оформить стенд рисунков детей «Мой чистый город будущего».

Творческая выставка детских работ и поделок.

Встречи с интересными людьми

ЦЕЛЬ: дать знания об основателях города, о тех,  кто прославил город. Познакомить детей с народными промыслами Урала.

 

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

 

Беседы о предприятиях города.

Беседы о народных промыслах.

Экскурсии.

 

Фотоальбомы «Озёрск – промышленный город», «Профессии родителей».

 

Прогулки и экскурсии по городу

 

ЦЕЛЬ: Знакомство с культурными ценностями; с общей архитектурой города. Развивать умение видеть красоту зданий города. Закрепление ПДД, и правил поведения в обществе.   

 

Познавательное развитие 

Речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Посещение достопримечательностей города.

Посещение мест, связанных с именами героев ВОВ (сквер, памятники, музей)

Посещение библиотеки, театра, ДХШ, ДК, Музыкального Училища, ДМШ города.

 

Печатная презентация «Мой любимый город».

Конспект экскурсии по городу Озёрск.

 

 

 

Работа с родителями

ЦЕЛЬ: привлекать родителей к совместной работе по воспитанию у детей любви к родному краю.

 

Сочинение с детьми творческих рассказов.

Участие в изготовлении пособий, дидактических игр.

Изготовление атрибутов, костюмов к играм

Оказание  помощи в проведении экскурсий, прогулок, походов. Участие в выставках, конкурсах.

Опыты семейного воспитания «Природное окружение», «Любимые места Озёрска».

Составление генеалогического древа.

Фотовыставка совместно с родителями «Любимые места Озёрска».

Макеты «Достопримечательности Озёрска».

 

Цикл мероприятий

НОД

«Улицы родного города», “Достопримечательности моего города”, «Знакомство с историей города», «Знакомство с символикой Озёрска», «Предприятия родного города», «Народы Урала», «Ознакомление с основателем города Озёрска», «Люди, прославившие мой город», «Труд родителей и их роль в жизни города», «Знакомство с картой города и картой Челябинской области».

Беседы

«Памятники Озёрска», «Мои любимые места в городе», «Родная семья», «Моя большая и малая Родина», «О родном городе», «Я живу в России», по ПДД: «Мы по городу идем, как дорогу перейдем», «Строительство в городе», «Что есть интересного у нас в городе».

Чтение художественной литературы

Чтение сказов П.П.Бажова и сказок и рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Произведения уральских поэтов: Татьяничева Людмила Константиновна, Кондратковская Нина Георгиевна, Богданов Вячеслав Алексеевич, Сорокин Валентин Васильевич, Суслов Владимир Алексеевич, Куницын Александр Васильевич.

Заучивание стихов о родном городе, крае.

Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)

« Улицы города»,  «Где я отдыхал», «Вечерний Озёрск», «Храм «Золотые купола», «Новый микрорайон», «Дома нашей улицы», «Наша дружная семья», «Наш город зимой», «Герб города», «Городской транспорт».

Конструирование (разные виды конструктора, палочки, песок)

«Улицы нашего города», «Домики», «Мой городок».

Конструктивная деятельность с разными материалами, разрезные картинки, палочки Кьюзинера.

Экскурсии

Автобусная экскурсия «Здравствуй, Озёрск!», «Парки нашего города» (детский парк и ПКиО), «Труд и отдых людей нашего города», «Новостройки», «Памятные места в нашем городе», «Культурные ценности города» (посещение: библиотеки, театров «Наш Дом» и «Петушок», музея, ДК, ДДМ, Муз. Училища, ДХШ, ДМШ).

 

Оформление игротеки

Настольно-печатные дидактические игры

«Путешествие по городу», «Что здесь производят», «Кому, что нужно для работы», «Когда это бывает», «Найди животных нашего края», «Народы Урала», «Собери герб Озёрска», «Узнай герб своего города», «Достопримечательности Озёрска», “Узнай, где я нахожусь? », «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Профессии»,

Словесные игры

«Закончи предложения», «Продолжи название», «Самое-самое», «Я знаю 5 названий», «Прогулка по городу», «Доскажи словечко», «Озёрск самый…», «Узнай, где нахожусь», «Узнай по описанию».

Подвижные игры

«Узнай, где я нахожусь», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Платочек».

Сюжетно-ролевые игры

 «Путешествие», «Транспорт», «Семья», «Аптека», «Магазин», «Строители», «Мы идём в театр»

Режиссерская игра «Город».

Театрализованные игры по сказкам М. Сибиряка и П.Бажова.

 

Ресурсное обеспечение:

Книги, журналы, художественные произведения и материалы, открытки, альбомы, иллюстрации, фотографии с видами города и достопримечательностей, макеты, песни и стихи о городе, крае, дидактические игры, карта города и Челябинской области, герб Озёрска и Челябинской области.

 

Приложение

  • Конспекты экскурсий по городу Озёрск
  • Конспект викторины «Город Озёрск»
    • Конспект «Конкурс чтецов произведений уральских поэтов»
    • Конспект интегрированного мероприятия «Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы»
    • Творческие работы детей
    • Фотоотчёт «По следам проекта»

 

Литература

  1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. М. Д. Маханёва «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край», М. «Просвещение», 1985.
  6. Н. Г. Зеленова «Мы живём в России» – гражданско-патриотическое воспитание. Издательство «Скрипторий» 2007 г.
  7. З. В. Лиштван «Конструирование» – пособие для воспитателей детского сада. Издательство «Просвещение» 1981 г.