Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8523 «Развитие нравственных чувств у детей 5-6 лет»

Опубликовано 15.04.2024

Сергеева Алина Витальевна

 

МБДОУ «Детский сад 208» г. Чебоксары

Воспитатель 

«Развитие нравственных чувств у детей 5-6 лет»

СКАЧАТЬ

 

Проблема нравственного развития личности в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного развития дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной психологии по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды развития. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное развитие определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а программы нравственного развития основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного развития должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Р. Р. Калинина, Н. А. Циванюк).

Определимся с понятием «нравственное развитие». «Нравственное развитие» - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и ребенка, детского коллектива и ребенка, направленных на развитие сравнивающей и определяющей рефлексии, осознание, осмысление и оценку собственных поступков, действий, поведения, коммуникативных умений, эффективно влияющих на формирование адекватной самооценки, проектирование позитивного образа «Я» и формирование неэгоистической направленности желаний личности.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного развития личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, согласования своих действий, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов, отражающих коллективные интересы. Все это способствует накоплению морального опыта и развитию нравственных чувств ребенка-дошкольника.

Формирование нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.

Развитие нравственности включает в себе два аспекта. Первый аспект – это развитие чувств и воли. Второй состоит в формировании осознанности в восприятии и понимании окружающего мира и осознании своего места в нем. Это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки, актуализируя те или иные нравственные чувства.

В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм развиваются нравственные чувства.

Нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к действительности к своему собственному поведению.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе формируются чувства дружбы, товарищества, коллективизма, привязанности.

Именно в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и амплификации нравственных чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим их людям, труду, природе, важным общественным событиям.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного развития, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного развития имеет свою специфику и трудности в организации, однако, интериоризировав необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения в социуме.

Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование нравственного развития, формирования культуры поведения и нравственных чувств, старших дошкольников дало следующие результаты: на констатирующем этапе нами выявлено, что у 70% детей высокий уровень развитости нравственных чувств, у 30% детей – средний уровень развитости нравственных чувств, низкого уровня не выявлено ни у одного ребенка; констатирующий этап показал, что средний уровень осознания нравственных норм проявляется в неадекватной оценке положительных и отрицательных поступков сверстников и отсутствии мотивации своих ответов. Таким образом, с этими детьми необходима работа, направленная на оптимизацию их нравственных чувств.

Стратегия формирующего эксперимента заключалась в реализации системы психопрофилактической и психокоррекционной работы, направленной на оптимизацию нравственных чувств, старших дошкольников.

Анализируя данные этого этапа исследования, можно отметить, что дети 5-6 лет имеют представления об основных нравственных чувствах личности, как честность и лживость, доброта и злость, жадности и щедрости, смелости и трусости. В процессе игры со сверстниками и взрослыми у детей обогатился поведенческий арсенал проявления таких нравственных чувств, как дружба и взаимовыручка.

Для выявления эффективности реализованной системы развития нравственных чувств детей 5-6 лет по окончании коррекционно-развивающего эксперимента было проведено контрольное обследование старших дошкольников по методикам этапа констатации с целью выявления наличия динамики развития изучаемого нами в исследовании феномена.

Используя данные этапа констатации и контроля, ниже мы представили математическую обработку полученных результатов.

Для нахождения коэффициента корреляции воспользовались методом Спирмана:

p = 1 - ,

гдеp– коэффициент корреляции:

N – количество участников исследования;

d2 – квадрат разности рангов величин двух переменных.

p= 1 - (6 х 21) / 10 х (100 - 1) = 1 - (126 / 900) = 1 - 0,127 = 0,873.

Таким образом, найденный нами положительный, близкий к единице и лежащий в пределах от 0,79 до 1 коэффициент корреляции позволяет сделать вывод о взаимосвязи между изучаемыми переменными и достаточной тесноте абсолютного значения корреляции. Это свидетельствует о том, что развивающая работа и ее результаты доказали действительность всей психолого-педагогической модели опытно-экспериментальной работы, а так же гипотезы исследования.

Библиографический список:

  1. Алябьева, Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». / Е. А. Алябьева. – М. : ВЛАДОС 2003. – ISBN – 5-3582-1029-7.
  2. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие. / О. А. Карабанова. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 190 с.
  3. Калинина, Р. С. Знакомство с моральными чувствами // Школьный психолог. / Р. С. Калинина. – 2001. - № 17. – С. 5 - 8.
  4. Карпова, С. Н.; Мурзинова, Н. И. Роль игровой и учебной деятельности в усвоении нравственной нормы взаимопомощи детьми 6-7 лет //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. / С. Н. Карпова, Н. И. Мурзинова. – 1988. – № 2. – С.43 – 48.
  5. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С.73 -89. – ISBN 5-8746-98-Х.
  6.  
  7. Якобсон, С.Г., Курбанов Р.А. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников // Вопросы психологии. / С. Г. Якобсон, Р. А. Курбанов. – 2003. – № 4. – С.39 – 45.
  8. Якобсон, С. Г.; Почеревина, Л. П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников //Вопросы психологии. / С. Г. Якобсон, Л. П. Почеревина. – 1982. – № 1. –С.40-49.
  9. Ягловская, Е. К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5-7 лет //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. / Е. К. Яглавская. – 2008. – № 1. – С. 69 – 72.