Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8524 «День чувашского языка ДОУ в подготовительной к школе группе»

Опубликовано 15.04.2024

 

Андреева Татьяна Андреевна 

МБДОУ «Детский сад №208» г. Чебоксары 
Воспитатель 
 
«День чувашского языка ДОУ в подготовительной к школе группе»

 

Задачи:

  • развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа;
  • знакомить с вкладом И. Яковлева в народную культуру;
  • воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителями чувашского народа.

 

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д.,  чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером.

 

Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись  «Жаворонок». 

 

Методы и приемы:

художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок,   музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.

 

Ход занятий:

Воспитатель: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем на чувашском языке. Ыра кун сунатпар!

Дети: Ыра кун сунатпар!

Воспитатель:       Ребята, вы знаете, в какой республике мы проживаем? (ответы детей). Я предлагаю вам послушать стихотворение о Чувашии, который написал П. Хузангай.

Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достоин,

Тут солнце, словно пышный каравай,

Здесь воздух, словно на меду настоян.

Живет тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться.

Который очень нежно бережет,

Жемчужины преданий и традиций.

Ребята, как вы думаете, какой наряд на мне? (ответы детей). Да, верно, чувашский национальный наряд. Нравится вам мое платье? (ответы детей).

Что вам в нем нравится? (рассуждения детей)

Да, наряд действительно восхитительный,  какие красивые узоры на нем. Вот И.Я.Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такой И. Я. Яковлев? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать притчу. Хотите? (ответы детей)

(включается музыка «Журавушка»)

Когда-то давно у  чувашского народа была  книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию.  Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить  самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. Верили наши предки, что родится на чувашской земле богатырь, который разыщет Золотую книгу родного народа и вернет ее людям. И вот нашелся такой человек – это И. Я. Яковлев. 

( выключается музыка)

 (показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).

1 слайд портрет Яковлева

И. Я. Яковлев является  основоположником чувашского алфавита, чувашской литературы и  первого чувашского букваря 

(слайд 2 с букварем)

И.Яковлев любил свой народ и хотел,  чтобы он  был грамотным,  он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их.  

(слайд3 с букварем)

 Иван Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории.

(Слайд 4 с чув.букварем)

И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга.

(слайд с букварем)

В результате долгих поисков народной мудрости был  создан первый чувашский букварь.

 Этот букварь и стал новой золотой книгой для чуваш. И.Я.Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном, чувашском  языке.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня приглашаю путешествовать   по страницам этой уникальной  и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря?  (Ответы детей)

Воспитатель:  А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. (дети идут змейкой по тропинке, звучит музыка «Асамат кепере»)Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)

(1, 2  слайды русский и чувашский алфавит).

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  на странице букваря находятся буквы   и слова, они старинные, русские и чувашские

(3,4,5 слайды чувашский  алфавит).

Воспитатель: Посмотрите, эти буквы отличаются от русских (рассуждение о чувашских буквах  Ă, Ç, É, ÿ)-

(показ чувашских букв)

Воспитатель:  (буквари на мольберте) Ребята, посмотрите, вот настоящие буквари. Эти буквари очень старинные и уникальные.  От времени даже страницы пожелтели. Вот этот букварь на русском языке, а это букварь на чувашском языке.

Воспитатель: Теперь приглашаю вас пройти на следующую   страницу – страницу  «Народной мудрости». (звучит музыка «Асамат кепере». Дети идут по тропинке, выключается музыка) 

На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А  вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие знаетеА кто расскажет? (рассуждения детей)

Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.

Воспитатель: А вот какую я знаю пословицу,  которая есть  в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями.

Ребята, почему именно друзьями надо запасаться? (рассуждения детей)

Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.

Воспитатель:  Продолжим наше путешествие по страницам букваря и отправляемся на следующую страницу (звучит музыка «Асамат кепере», дети идут по тропинке, выключается музыка) Эта страница тоже  интересная.   И.Я.Яковлев писал  рассказы для чувашских детей, которые  учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать? (Ответы детей)

Рассказ называется «Конь» 

 Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня,  и конь стал ничей.

- Почему мама забрала коня ? (рассуждения детей)

- А что надо было сделать? (вместе играть, дружно) (рассуждения детей)

Послушайте  следующий рассказ  «Лентяй и Лодырь»

Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : « Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот ». А лодырь ему отвечает: « Как тебе не лень такие вещи говорить!».

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть сценку по рассказу  из букваря И.Я.Яковлева  «Лентяй и Лодырь».  Вот какая смешная сценка получилось!!! (выбор двух мальчиков) (разыгрывание сценку) 

Ребята, а вы знаете, кто такой Лентяй? Лодырь?

(Лентяй - ленивый человек, тот, кто не любит работать. Лодырь – это бездельник, лентяй)

Воспитатель: Ребята, а вам встречались  такие люди? (рассуждение детей)

Воспитатель:  Ведь мы с вами не такие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться,  подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть.  

( подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).

Какая кропотливая работа, здесь и вышивка,  и монетки-то, ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать. Хотите потанцевать? (Ответы детей)

(звучит чувашская музыка, танцуют).

(выключается музыка)

Воспитатель: У вас поднялось настроение? (рассуждение детей)

Воспитатель: Глядя на вас, душа моя радовалась.

Воспитатель: Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе (звучит музыка «Асамат кепере», идут по тропинке, выключается музыка). Предлагаю  послушать  одну притчу «Яблонька».

(музыка «Журавушка»)

Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты  не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».

(выключается музыка )

Воспитатель: Вот и И.Я.Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Пришло время возвращаться  обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка, дети идут змейкой,  выключается музыка  )

-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря? (Ответы детей)

-Чем оно понравилось? (Ответы детей)

-Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

-Что интересного для себя узнали? (Ответы детей)

На прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго.

(пожелания детей)

 Пожелание педагога на чувашском языке и перевод

Сывâ пулâр, хâнасем.