Васильева Александра Алексеевна
МБДОУ "Детский сад №208" г.Чебоксары
Воспитатель
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования представлений о себе у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Одним из наиболее эффективных инструментов работы с детьми дошкольного возраста вне зависимости от особенностей детского развития и прочих сопутствующих условий является игра. Поэтому данная статья ставит в центр внимания именно игровые упражнения, как средство развития представлений о себе в работе с детьми младшего дошкольного возраста в нарушениями зрения.
Ключевые слова: игра, представление о себе, социализация, самосознание, дети младшего дошкольного возраста, слабовидящие дети.
Современная тифлопедагогика располагает богатым опытом работы по развитию представлений о себе у детей с нарушениями зрения. Тем не менее, данное тематическое направление не теряет актуальности, поскольку дети с нарушениями зрения лишены возможности в полной мере воспринимать и познавать себя и окружающий мир. Соответственно, их представление о себе, как и об окружающем мире формируется исключительно из доступных элементов, которые они получают с помощью остаточного зрения и других органов чувств. В результате, если не проводить целенаправленную коррекционную работу, то собственный образ у ребенка формируется искаженный, недостаточный, что в свою очередь становится причиной будущих проблем самовосприятия и дальнейшей социализации ребенка.
Педагог-дефектолог не может исключить нарушение зрения как сдерживающего фактора в процессе формирования представлений о себе ребенка младшего дошкольного возраста, но его деятельность направлена на адекватное восприятие таким ребенком себя, своих особенностей и формирование целостного представления себя в окружающем мире, что и является одной из конечных целей дошкольного образования.
В рамках исследования была проведена опытно-практическая работа с группой детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения. В группе присутствовали дети со зрительными диагнозами: гиперметропия и миопия средней и высокой степени; сложный и смешенный астигматизм; амблиопия любой степени (вне зависимости от остроты лучше видящего глаза). Острота зрения варьировалась в соответствии с диагностической картой ребенка от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией и/или сужение поля зрения вокруг центральной оси до 20°.
Опытно-практическая работа проводилась в МБДОУ Детский сад № 6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.
В целях опытно-практической работы с детьми были проведены диагностические мероприятия констатирующего уровня, направленные на выявление уровня сформированности представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Все участники были разделены на две группы по десять человек в каждой. Участники экспериментальной группы проходили этап специальных игровых занятий в рамках эксперимента направленных на формирование представлений о себе. Участники контрольной группы проходили констатирующую и контрольную диагностику, без формирующего этапа.
В качестве диагностической методики была использована методика «Представление о себе самом» (Е. Подколзина).
Констатирующая диагностика показала, что и в экспериментальной и в контрольной группе недостаточный уровень представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста.
Формирующий этап включал серию занятий, которая ориентирована на коррекционную работу по формированию адекватного самовосприятия, формированию представлений о своем теле у слабовидящих детей.
Данная серия занятий была проведена в течение на 12 недель, из расчета 1 занятие проводиться в неделю. Занятия проводятся во вторую половину дня, в подгрупповой форме. Все занятия направлены на улучшение уровня представлений о себе у младших дошкольников с нарушениями зрения.
Прежде чем вводить в работу игры, в качестве подготовительного этапа с детьми были проведены беседы: «Мое тело» и беседа по формированию адекватной самооценки на материале сказки «Случай в лесу».
Были проведены такие игры как «Супермаркет», где целью является научить согласовывать свои действия с другими участниками игры, «Мое имя», цель – идентифицировать себя с именем и формирование позитивного отношения к себе, «Собери человека», цель – закрепить знания о строении тела человека и другие игры.
Во время проведения корректирующих мероприятий по формированию представлений о себе у дошкольников младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, было замечено, что в игре дети осознают свои индивидуальные особенности. В игре, благодаря расхождению смыслового и видимого поля, становится возможным действие от собственного замысла, то есть от взятой на себя роли, а не от ситуации. Ребенок смотрит на себя через роль, которую взял, и обнаруживает, что он совсем не взрослый. Сознание себя как ребенка, то есть своего места в системе общественных отношений, происходит через игру. В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта представлений о себе у дошкольника.
Таким образом, важнейшая функция индивидуального опыта состоит в познании себя через игровые ситуации, только через игру ребенок может получить адекватное представление о себе самом, своих способностях и возможностях.
По окончанию формирующего этапа, направленного на улучшение уровня сформированности представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, была проведена повторная диагностика.
Диагностика «Представление о себе самом» показала, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем представлений о себе самом больше, чем количество детей в контрольной группе. Из чего можно сделать вывод о том, что дети, которые занимались по специально разработанной коррекционной программе, смогли улучшить свой уровень представлений о самом себе.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает, что у детей экспериментальной группы произошла следующая динамика: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20%, а количество детей с низким уровнем самооценки уменьшилось на 20%.
В то же время, по результатам контрольной диагностики, в контрольной группе выявлена отрицательная динамика.
В завершении исследования выделим условия, которые необходимо соблюсти для достижения оптимального результата проведения формирующих мероприятий в процессе развития представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:
1) необходимо соблюдать такое условие: возраст начала формирования представлений о себе – это 3,5-4 года.
2) агенты формирования адекватной самооценки – это родители, сверстники и педагоги также должны участвовать в проводимой работе. То есть, нельзя изолировать ребенка с нарушениями зрения, либо сравнивать его с другими.
3) необходимо адекватно оценивать достижения ребенка и строго, в соответствии с достижениями дозировать похвалу и поощрение.
Список использованной литературы
- Белобыкина, О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте / О.А. Белобыкина. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 203 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 750 с.
- Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 56-64.
- Жокина, П.А. Самооценка детей с нарушениями зрения / П.А. Жокина // Специальное образование. – 2017. – №2. – С. 27-38.
- Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е.Н. – Москва: Обруч, 2014. – 72 с.
- Полянский, А.И. Проблема представления о себе и другом человеке в психологии / А.И. Полянский // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №3. – С. 276-279.