Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8546 «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром.»

Опубликовано 22.04.2024

 

Моисеева Надежда Федоровна

МБДОУ «Детский сад №208» г. Чебоксары

Воспитатель

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром.»

 

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также целевых прогулок. Само название, «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании детей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у воспитанников элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача воспитателей — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Тропу организуют на территории детского сада, где они создаются силами самих детей, родителей и воспитателей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Также традиционно в группах дошкольных учреждений создаются природные уголки. В современном детском саду, к сожалению, запрещены живые объекты. Это затрудняет работу педагогам и лишает детей важного аспекта в развитии доброжелательного отношения к природе. Наблюдая и ухаживая за животными, дети учились не только заботиться о нем, но и доброму отношению ко всему живому.

В настоящее время в старшей группе детского сада природный уголок, состоит из трех частей.

  1. Экспериментальный уголок, где находиться материал для самостоятельных игр и экспериментаторской работы детей. Состав материала меняется в зависимости от темы экологического занятия.
  2. Уголок природы, где находятся книги и иллюстрации, содержащие информацию о животных, их среде обитания и повадках; о разнообразных растениях, способах их выращивания и ухода за ними.
  3. Выставочный уголок, где находятся работы детей по экологии: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

В природном уголке обязательно находится календарь природы, который имеет очень большое значение для экологического воспитания детей. Рекомендуется вести параллельно два календаря. Один – календарь погоды и второй - фенологический. В последнем отмечаются сезонные явления природы, сроки их наступления. Сопоставление календарей позволяет объяснить многие природные явления, влияние экологических факторов на живые организмы.