Андриянова Валентина Владимировна,
Абрамова Светлана Николаевна,
Смышляева Виктория Григорьевна.
Методическое пособие
ИГРА «Путешествие по нашему городу»
СКАЧАТЬ (с фото)
(составление предложений с опорой на схему предложения для детей 5-7 лет).
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.
Цель: Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- Составление предложений с опорой на схему предложений и без схемы, закрепление предложно-падежных форм, упражнение в анализе и синтезе предложения.
- Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.
- Воспитание выдержки и самоконтроля.
Оборудование: игровое поле, карточки с изображением улиц, достопримечательностей, социальных и культурных объектов города, кубик, фишки по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание фотографий улиц, достопримечательностей, социальных и культурных объектов города, просмотр документального фильма о городе, экскурсия по городу.
Правила игры: В игре принимают участие два и более человек. Каждый игрок выбирает себе фишку и ставит её на позицию «старт». Устанавливается очерёдность хода. Игрок бросает кубик и передвигает свою фишку по игровому полю на соответствующее количество шагов. Каждый шаг хода имеет номер, который соответствует карточке с заданием. По своей карточке игрок составляет предложение про данный объект города. Задание считается выполненным, если количество слов в предложении совпадает со схемой предложения. Если предложение не соответствует схеме, то игрок пропускает ход. Если ход останавливается на круге с фотографией, то игрок составляет предложение без опоры на схему. Зелёные круги – на поле предполагают переход хода вперёд, красные круги – переход хода назад. Жёлтый круг – обозначает пропуск хода. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до «финиша».
Таким образом, предложенное методическое пособие работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.